Кстати: абсолютно каждый из нас видит мир по-своему. Мы не о философском аспекте, а чисто о физическом. И даже не о близорукости и дальнозоркости, а о цветовосприятии. Потому что на сетчатке расположены так называемые колбочки, чувствительные к определенной части спектра. Есть к желто-красной, к желто-зеленой, к синей. И у каждого свое соотношение колбочек, причем оно может отличаться от "соседского" в 40 раз. А значит, и наше цветовое зрение отличается. И это абсолютно нормально. А примерно у девяти процентов людей встречаются различные нарушения цветового восприятия - дальтонизм.
Дальтонизмом, например, страдал создатель олимпийского мишки-80 Виктор Чижиков. Он это понимал, рисовал черно-белые эскизы, а уже потом, основываясь на советах супруги, раскрашивал их. А Ван Гог, излишне принимая препараты с наперстянкой, воздействующие на цветовые рецепторы и "подкрашивающие" изображение в желтый, получал изображение мира в желтых тонах, что и отражал в своих полотнах.
Рембранд страдал катарактой. Поэтому в его более поздних работах менее прорисованные детали, а белые - с желтым оттенком (катаракта дает такой эффект). Эль Греко - астигматизмом, приводящим к деформации изображения, и фигуры на его картинах непропорционально вытянуты.
А импрессионизм связывают с близорукостью.
- В работе австралийского нейрохирурга Ноела Дэна проводится мысль о том, что импрессионисты объединились "во многом на почве миопии, так как видение мира у них было схожее. Они все видели слегка расплывчато, а импрессионизм в некотором смысле на этом и основывается". Медицинские документы свидетельствуют: скажем, у Ренуара была близорукость минус шесть, и он категорически отказывался носить очки, - подчеркнула Кристина Шефер.
А у Моне с возрастом к близорукости добавилась катаракта. Поэтому поздние работы лишены четкости, что можно проследить на примере картин, на которых изображен один из любимых его сюжетов - пруд с мостиком.
- Неожиданное видение дает синестезия - это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их. Пример - картина "Впечатление III (Концерт)" Кандинского, написанная в 1911 году сразу после концерта. Она отражает восприятие художником концерта в цветах. Именно так он видел музыку, - подчеркнула Шефер.
Так что проблемы со зрением - не преграда для творчества. Тем не менее нужно стараться сохранить отличное зрение как можно дольше. Прежде всего это относится к близорукости. Уже сейчас в мире близоруких - 23 процента, а к 2050 году близоруким может стать до половины всего человечества. Заболевание прогрессирует как раз в детстве и юности, когда "глаз растет". Однако если соблюдать несложные правила, можно уменьшить по крайней мере вероятность появления близорукости высокой степени.