О чем идет речь? Из дальневосточных портов России и с территории Китая в адрес грузополучателей в странах ЕС, усиливающих санкционное давление на Россию, идет поток контейнеров. Значительную часть этого объема составляет товарообмен между ЕС, Японией и Южной Кореей, т.е. тех самых государств, которые пытаются сейчас задушить нашу экономику.
Но и это еще не все. Давайте посмотрим на то, в чьих контейнерах идут эти перевозки. Из 1,7 млн контейнеров, задействованных сегодня в России, только около 250 тысяч принадлежат российским операторам. Остальные являются собственностью таких компаний, как MSC, Maersk, CMA CGM, Yang Ming, Hapag-Lloyd и ONE, еще в начале марта объявивших о приостановке логистических услуг для России.
Существенных денежных поступлений транзит также не приносит: это направление обеспечивает лишь 2% доходов РЖД от грузовых перевозок. Зато цену приходится платить российским предприятиям-экспортерам, чьи грузы вытесняются контейнерами из перевозок. В условиях санкций, роста издержек и удорожания заемных средств все это, очевидно, ведет к ухудшению финансовых результатов отечественной промышленности, а, следовательно, и к потенциально негативным социально-экономическим результатам. А разве это не то, чего пытается добиться Запад своими действиями? В происходящем сейчас в сфере контейнерных перевозок сложно не увидеть вольное или невольное содействие замыслам США и ЕС по уничтожению потенциала России.
Что нужно делать? Во-первых, ускорить строительство БАМа и Транссиба - о чем давно и много говорится, но работы продвигаются куда медленнее, чем это нужно для наращивания экспортных возможностей страны. Во-вторых, убрать с БАМа и Транссиба те перевозки, которые идут в интересах недружественных России государств и компаний из них. Оставшийся контейнерный транзит нужно максимально переориентировать на маршруты через Казахстан - так, чтобы грузы выходили на нашу железнодорожную сеть уже после "бутылочного горлышка", т.н. Восточного полигона. В-третьих, нужно искать альтернативные маршруты, развивать новые логистические схемы, прорабатывать вопросы использования иных путей доставки - через Турцию, Узбекистан, Азербайджан и Армению.
И делать это все нужно так, чтобы решения максимально соответствовали интересам России и ее стратегического союзника Китая. Нельзя забывать о надежности транзита в рамках трансконтинентального проекта "Один пояс и один путь", для которого контейнеры остаются важным способом перевозки, обеспечивающим импорт и транспортировку многих потребительских товаров. Поэтому сегодня экономика России требует от железнодорожников выверенных, инновационных и учитывающих все имеющиеся ограничения решений. Они необходимы уже сейчас, чтобы отразить угрозы для работы производств и сохранения социально-экономической стабильности.