Сокращение списка европейских и американских бьюти-брендов на российском рынке, рост цен на оставшуюся продукцию - тема горячая и вызывающая много вопросов. Чем из косметики и парфюмерии мы будем пользоваться в ближайшее время, к каким альтернативам готовиться? На эти вопросы мы попросили ответить Ирину Анатольевну Синицыну, руководителя розничных проектов Molecule. Ее более чем 20-летний опыт работы в бьюти-индустрии и розничном бизнесе (в прошлом она генеральный директор "АрбатПрестижа", руководитель проекта "Иль Де Ботэ", коммерческий директор сети "Л'Этуаль") позволяет довериться наблюдениям и выводам.
После объявления ограничений США и ЕС по торговле в России предметами роскоши мы (журналисты и покупатели) пытались понять, как они будут реализованы на практике. Оказалось, уход брендов с нашего рынка коснулся не только "предметов роскоши" - при этом он выглядел рандомным. Некоторые компании действительно закрыли магазины и прекратили коммерческую деятельность. Другие ее только приостановили, в связи с переоценкой товара (в условиях постоянных изменений валютного курса) и налаживанием новых путей поставок (через границы стран, которые не закрылись для торговли с Россией напрямую). Огромное значение приобрел юридический фактор, о котором покупатели раньше даже не задумывались: работает ли бренд на нашем рынке напрямую или продается через локальных дистрибьюторов. Все это повергало в растерянность. Но паника слегка улеглась, когда оказалось, что не вся импортная косметика и парфюмерия исчезла, чем пугали все друг друга в середине марта после объявленных санкций. Но факт остается фактом: многие магазины закрылись, от многих любимых брендов придется отвыкать. Что вместо них?
Какая косметика и парфюмерия исчезла из продажи навсегда, а какая - временно? На сколько она подорожает в итоге? Какие бренды все же остаются на российском рынке?
Ирина Синицына: С советских времен я не люблю панику и ажиотажный спрос, насытить который практически невозможно. Помню, как в начале 90-х спрос на мыло, зубную пасту и стиральные порошки вырос в несколько раз по сравнению с обычным - уверена, что сейчас мы не столкнемся с таким дефицитом: парфюмерно-косметический рынок за эти годы увеличился многократно, и ассортимент представленных брендов охватывает любые наши запросы.
Безусловно, сейчас есть временные трудности, вызванные наложенными на Россию санкциями. Основной неприятный момент для покупателя - это возросшие розничные цены на импортный товар. Резкий скачок курса по основным валютам (доллар США, евро, фунт стерлингов), перестройка логистических цепочек и возросшие в связи с этим затраты на поставку, а также финансовые риски отражаются в цене товара на полках.
По моей оценке, это означает рост цен как минимум на 50% (при валютном курсе на начало апреля), но в конце марта этот показатель был еще выше и доходил до 70-80%. То есть ситуация постепенно стабилизируется.
Думаю, что ритейлеры (розничные продавцы) будут очень внимательно следить за ситуацией и использовать любую возможность (специальные предложения, дополнительные скидки), чтобы привлечь покупателя в свои магазины.
Почему "санкции на роскошь" коснулись области парфюмерии и косметики - ведь там оптовые цены гораздо ниже заявленного ценза в 1 тысячу долларов (США) или 300 евро (ЕС)? Например, закрылась французская Sephora, ушла с рынка американская Estee Lauder. И можно ли сейчас, например, где-то в России купить продукцию марок, входящих в концерн Estee Lauder?
Ирина Синицына: Действительно, временно приостановили свою деятельность такие всемирно известные компании и ведущие игроки индустрии красоты и роскоши как LVMH, Estee Lauder, L'Oreal, Coty, Shiseido, Hermes, Chanel. Они прекратили поставки в Россию, закрыли собственные магазины и остановили онлайн-продажи. Розничная сеть Sephora, которая входит в группу LVMH, также временно закрыта.
Но спешу обрадовать наших потребителей: запрета на продажу товаров этих брендов в специализированных магазинах, расположенных на территории РФ, от названных выше поставщиков не могло поступать, так как этот товар по факту является собственностью розничных сетей. Помимо закрытых магазинов Sephora, основные игроки розничного рынка - это "Л'Этуаль", "Золотое Яблоко", "Рив Гош". И они работают.
В настоящее время от предыдущих поставок остались довольно большие товарные запасы - они обычно рассчитаны на 3 месяца и больше. Поэтому неудовлетворенный спрос потребитель почувствует не скоро. Хотя, возможно, некоторые наиболее продаваемые позиции могут на какое-то время стать недоступными.
Насколько для российских ритейлеров существенна потеря брендов, которыми вскоре (после исчерпания товарных запасов) нельзя будет торговать? Какими наименованиями это будет заменяться и сколько времени потребуется для выравнивания баланса?
Ирина Синицына: Не могу назвать точные цифры, так как в каждой розничной сети свой портфель марок. Но по своему опыту могу сказать, что потеря от приостановивших свою деятельность брендов более чем существенна и может достигать 35-40% от общего объема продаж.
Я не теряю надежду, что все эти действия носят временный характер. И если всё же потребуется замена, она будет плавной и постепенной: как я уже сказала, запасы продукции ушедших с рынка брендов довольно большие, а рост цен вызвал снижение потребительского спроса и несколько замедлил продажи в количественом измерении.
Проект парфюмерии и косметики Molecule продолжает работать, более того, в вашем портфеле появились новые бренды. По каким критериям вы их выбираете? Что происходит с поставками тех брендов, с которыми вы заключили договоры ранее?
Ирина Синицына: Наше важнейшее преимущество сейчас - это независимость Molecule от крупных зарубежных компаний, которые приостановили свою деятельность в России: мы ориентированы на нишевые бренды парфюмерии и косметики, которые продолжают с нами сотрудничать. Именно поэтому в нашей розничной сети покупатель практически не увидит изменений в ассортименте. Он всегда состоял из нишевых, малоизвестных, или уникальных брендов, например, Vilhelm Parfumerie, diptyque, Byredo, Creed, Memo Paris или Aesop.
Основная проблема, с которыми мы, как и многие другие импортеры, столкнулись - это перестройка логистических цепочек. К сожалению, поставки товара станут более долгими и дорогими.
Но наша компания будет стремиться нарастить свою долю на рынке, ведь кризис не только осложняет жизнь, но и открывает новые возможности. Все магазины Molecule работают по обычному графику. Ни один намеченный проект не приостановлен и не закрыт - а среди них не только новые магазины, но и проекты, соединяющие розничный магазин с салонами красоты, аппаратными и косметологическими процедурами.
Готовы ли покупатели переключаться на новые бренды - например, отечественные или корейские?
Ирина Синицына: Конечно, никому не хочется расставаться со своими любимыми продуктами, но если в ближайшие 2-3 месяца ситуация не изменится в лучшую сторону, то на смену гигантам придут небольшие марки из разных стран, которым раньше было сложно конкурировать со всемирно известными брендами.
Думаю, что они воспользуются шансом открыть для своих товаров один из крупнейших европейских рынков, каковым является российский. А местные крупные розничные сети, чтобы не потерять своих лояльных клиентов, будут искать и предлагать продукцию новых, ранее неизвестных большинству покупателей брендов. Бьюти-блогеры и консультанты в магазинах помогут определиться с выбором.
Что касается отечественных производителей, то в основном их продукция относится к категории ухода за кожей и волосами в невысоком ценовом сегменте. Основная трудность будет заключаться в закупке импортного сырья, необходимого для производства базовых ассортиментных линеек.
Парфюмерия же чаще всего производится в Европе, даже в тех случаях, когда торговая марка или бренд зарегистрированы в России. Значит, проблема импортных поставок коснется и российских компаний-производителей.
Когда изменения на парфюмерно-косметическом рынке действительно станут серьезными? К чему нам готовиться?
Ирина Синицына: Я надеюсь, что в долгосрочной перспективе парфюмерно-косметический рынок восстановит свои позиции - хотя, может, и не в полной мере. Но бояться точно ничего не надо. Даже сейчас, когда те или иные бренды рынок временно покинули, ассортимент парфюмерии и косметики удовлетворит любую потребность покупателя. Без новинок никто не останется.
В какой степени скажется эта ситуация на салонной косметике и аппаратной косметологии?
Ирина Синицына: Нет никакой разницы в трудностях, с которыми столкнулись магазины или салоны. Это также касается импортных поставок продукции и аппаратов. Соответственно, будет наблюдаться рост цен на процедуры и продукцию для домашнего ухода.