17.04.2022 20:50
Экономика

Как проверить платежи за отопление

Текст:  Марина Трубилина
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (8731)
Поэтапно уходить от оплаты отопления равными частями в течение года предполагает минстрой. Ведомство готовит поправки, связанные с перерасчетами за отопление, вызвавшими большое возмущение этой весной.
Читать на сайте RG.RU

Что такое перерасчет?

В первом квартале многие жители получили квитанции с неожиданно высокими суммами за отопление. Как правило, это связано с перерасчетом. Его делают в начале каждого года в домах, где установлены общедомовые счетчики тепла, но плата при этом каждый месяц начисляется одинаковая. Ежемесячный платеж весь год выставляют по среднемесячному потреблению за предыдущий год (в расчетах учитывается не зима и не отопительный сезон, а именно календарный год - с 1 января по 31 декабря). А потом, в первом квартале, подводят итоги года по показаниям счетчика и делают разовую корректировку.

Хуснуллин: Внепланового повышения квартплаты не будет

В домах, где есть общие счетчики, но плату считают по фактическому потреблению тепла ежемесячно (суммы в квитанциях каждый месяц разные), перерасчетов не делают - здесь жители в случае морозов сразу же платят больше, "лишние" гигакалории не копятся целый год. Нет перерасчетов и в домах, где вообще нет общих счетчиков, тут платежи рассчитывают по нормативам.

Минстрой планирует постепенно отказываться от схемы начисления платы равными долями (за исключением Москвы). Будут сокращены сроки перехода на другую схему оплаты, корректировку платы перенесут с первого квартала на первый месяц отопительного периода. Это позволит повысить прозрачность начислений за теплоснабжение, считают в ведомстве.

Почему такие суммы?

В этом году суммы, которые жители должны доплатить за тепло, оказались весьма крупными. Прежде всего это связано с погодой. 2020 год был самым теплым в России за всю историю метеонаблюдений. А весь 2021 год в домах с "равными" платежами начисляли плату исходя именно из этой погоды. Более того, по данным Гидрометцентра, в Северо-Западном, Приволжском и Уральском федеральных округах февраль 2021-го вошел в двадцатку самых холодных за 131 год. Неудивительно, что потребление тепла в 2021-м, более холодном году выросло, за что сейчас и предлагается заплатить.

Если платеж сильно вырос, можно потребовать рассрочку

Кроме того, причинами повышения платы могут стать поломка общедомового прибора учета, отсутствие контроля за его показаниями со стороны совета дома или управляющей организации, снижение энергоэффективности дома из-за несвоевременного проведения ремонта, плохая подготовка дома к зиме, в том числе неверная настройка оборудования системы теплоснабжения, и банальные ошибки, считает директор АНП "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая.

Как проверить?

Показания общедомового счетчика обязательно указываются в ежемесячной платежке. Кроме того, по заявлению жителя управляющая организация обязана в течение трех рабочих дней предоставить информацию за интересующие потребителя периоды - о ежемесячном потреблении по показаниям общедомовых счетчиков, о суммарном объеме использованных коммунальных ресурсов во всех помещениях дома, об объемах ресурсов, ушедших на общедомовые нужды. Если возникнет подозрение, что коммунальщики ошиблись в расчетах, можно пожаловаться в Госжилинспекцию. Если плата за коммунальную услугу оказалась более чем на 25% выше, чем за тот же месяц прошлого года, то коммунальщики обязаны предоставить жителю рассрочку.

ЖКХ