18.04.2022 20:45
Авто

Юристы уточнили особенности лишения прав за повторное нарушение

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (8732)
В последнее время количество дел, рассматриваемых Верховных судом за повторные нарушения, заметно выросло. Всему виной то, что многие автовладельцы не обжалуют штрафы, вынесенные им, потому что, хотя они и собственники машин, на которых было совершено нарушение, но за рулем тогда был другой человек.
/ Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Вот простой пример. Некий водитель был остановлен на дороге сотрудником ГИБДД за то, что в зоне действия знака "Обгон запрещен", двигался по встречной полосе. В отношении водителя был составлен протокол. При этом было установлено, что чуть менее года назад в отношении него уже выносилось постановление о привлечении к ответственности за выезд на встречную полосу. Постановление было оформлено на основании камер автоматической фотовидеофиксации нарушений. И вот теперь суд лишил его прав на год, как за повторное нарушение.

Водитель обжаловал это решение в апелляционном, кассационном и даже Верховном судах. Причем пояснял, что первое нарушение совершил не он, а его сын. Предъявлял страховку, в которую сын вписан. Но все - тщетно. И решение о лишении его прав устояло. Поскольку первое вынесенное в отношении него, как автовладельца, постановление не было обжаловано.

Это не первое и не единственное решение такого рода. Мы уже писали о водителе, лишенном прав за повторный проезд на красный свет. Тогда первое нарушение, выявленное камерой, совершила его жена. Но он также не стал его обжаловать.

На самом деле, с бытовой точки зрения, все понятно. Не будет отец, мать, жена, сын обжаловать постановление, вынесенное в отношении родственника, которому сами предоставили руль. Мол, дело семейное. Внутри семьи и разберемся.

Госавтоинспекция не будет привлекать к ответственности водителей за мелкие нарушения

Однако с точки зрения закона, все гораздо сложнее. Один такой необжалованный штраф может привести к лишению прав того, кто не совершал первичного нарушения.

Как пояснил адвокат Сергей Радько, если первое постановление не было обжаловано, не было отменено, вступило в законную силу, то никто не вправе больше ставить его под сомнение. Даже если потом будет доказано, что ранее был привлечен к ответственности не тот, кто управлял автомобилем, а собственник машины. Спрашивается, почему он не обжаловал прежнее постановление?

Если первое постановление не было обжаловано, не было отменено, вступило в законную силу, то больше никто не вправе ставить его под сомнение

Надо обжаловать все постановления, которые выносятся в отношении невиновного человека. Даже если при этом виновным станет родственник. Если этого не сделать, то следующее постановление уже будет вынесено, как за повторное нарушение. Это, в лучшем случае, весьма крупный штраф. Например, за повторный проезд на красный сигнал светофора придетстся заплатить не тысячу рублей, а пять тысяч, если нарушение выявили камеры. А в худшем случае, когда инспектор поймал на дороге - лишиться прав. И если первое постановление не было обжаловано, вступило в силу, то при вынесении следующего постановления никто не будет уже устанавливать правомерность предыдущего.

С этим согласен адвокат Лев Воропаев. Отказ от обжалования наказания, вынесенного на собственника автомобиля, когда тот не находился за рулем, - большое заблуждение граждан, утверждает он. И происходит это от незнания законов. Все штрафы с камер кладутся в копилку собственника автомобиля. И в рамках любого дела потом невозможно будет доказать, что за рулем был не он. А заявления о том, что собственник не знал о необходимости обжалования, судами не принимаются.

ПДД