18.04.2022 18:48
Экономика

Работодатели начали отказываться от "удаленки"

Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Столичный выпуск: №84 (8732)
Работодатели стали массово возвращать сотрудников в офисы. Им не пришлась по душе гибридная работа. А вот сотрудники возвращаться не хотят.
/ Татьяна Андреева
Читать на сайте RG.RU

По данным исследования кадрового агентства Ancor, в ближайшее время распространенность гибридного режима уменьшится на 27%, а полностью дистанционная занятость сократится в пять раз. Так, по данным довольно масштабного опроса 370 компаний выяснилось, что главная проблема "удаленки" - трудности коммуникаций. Как бы начальство не ругалось и какие бы штрафы не вводило, люди все равно трудятся в более расслабленном режиме и далеко не всегда быстро выходят на связь. Кроме того, привычная работа делается более медленно. Поэтому в ближайшее время 35% работодателей намерены вернуть своих сотрудников обратно в офисы.

Реалии таковы, что удаленный режим работы останется для небольшой части сотрудников, не более 10-15%, говорит директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. На "удаленке" падает производительность труда и возможность контроля. Потому многие предпочитают потратиться на офис, но иметь возможность контролировать сотрудников, считает он.

Корпоративная культура каждой компании уникальна и требует индивидуального подхода к рабочему процессу

По словам Зубца, в целом россияне с самого начала неоднозначно относились к "удаленке". Одним она настолько понравилась, что теперь людям приходится буквально пересиливать себя, чтобы снова войти в доковидный рабочий режим. А другие с нетерпением ждали, когда снова двери офиса будут для них открыты, воспринимая дистанционный формат как что-то несерьезное. "Сейчас же многие воспринимают возвращение в офис как гарантию занятости", - добавляет эксперт.

"Анализируя многочисленные опросы работников и работодателей, мы видим разницу в их мнении относительно "удаленки". Оценки работников - более позитивные: для многих "удаленка" или работа по гибридному графику, когда можно экономить массу времени и денег на дорогу, стала таким положительным следствием пандемии", - считает ведущий научный сотрудник Центра финансов социальной сферы Научного-исследовательского финансового института Наталья Локтюхина. Работодатели же в большинстве своем всегда рассматривали данный формат работы как временное явление, а многие так и не смогли качественно наладить управление удаленными командами, добавляет эксперт.

Названы три самые привлекательные для трудоустройства отрасли в России

Тем не менее, по ее словам, обе стороны трудовых отношений почувствовали "вкус удаленки" (ведь для бизнеса это снижение затрат на содержание офисов). Поэтому рынок труда уже не примет допандемийный формат. "Уверена, что удаленный и гибридный форматы (совмещение работы дома и в офисе) останутся с нами навсегда", - подчеркивает эксперт.

Главный редактор журнала "Маркетинг и логистика" Ольга Жильцова считает, что если коллектив переводится на "удаленку", то в офисе уже никто не должен работать. Такой же процесс должен происходить и в обратном направлении: если выходить в офис, то всем. Когда часть сотрудников в организации находятся на рабочих местах в офисе, а другая часть отсутствует, возникает диссонанс в формальных коммуникациях, отмечает она. "Почему одни обязаны к 9.00 без опозданий быть на рабочих местах, а другие могут находиться где угодно, в том числе в другом городе или стране?", - говорит эксперт. К тому же коммуникативная компетентность у всех разная, для достижения поставленных целей важно процесс общения сделать более эффективным за счет присутствия людей в офисе, добавляет эксперт.

По мнению директора по управлению персоналом агентства КРОС Дмитрия Дударева, новая реальность продемонстрировала, что нет универсальных инструментов управления и взаимодействия со своими командами, каждая корпоративная культура компании уникальна и требует индивидуального подхода. Руководству важно прислушиваться к своим сотрудникам.

Занятость