18.04.2022 16:36
Культура

В Театре имени Ленсовета открылась выставка, посвященная Шекспиру

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
В интерьерах Театра имени Ленсовета открылась выставка "Пространство Шекспира". Приурочена она к премьере комедии "Двенадцатая ночь" в постановке приглашенного из Москвы режиссера Ивана Поповски.
/ Виктор Васильев /Театр имени Ленсовета
Читать на сайте RG.RU

В экспозиции представлены эскизы сценографии, костюмов и театральных афиш, несколько костюмов из спектаклей, созданных по произведениям Уильяма Шекспира. Здесь работы театральных художников разных поколений, это Николай Акимов, Эдуард Кочергин, Эмиль Капелюш, Вячеслав Окунев, Александр Шишкин-Хокусай, Валерий Полуновский, Олег Головко, Наталия Клемина, Анвар Гумаров, Оксана Столбинская и другие.

Петербургские зрители стали присяжными на спектакле "Крейцерова соната" из Минска

Сохранилась память о выдающихся спектаклях. В "золотой фонд" Театра имени Ленсовета вошли спектакли Игоря Владимирова "Ромео и Джульетта" и "Укрощение строптивой", сегодня в репертуаре знаменитые постановки Юрия Бутусова "Макбет. Кино." и "Гамлет", все они представлены на выставке. Великолепны костюмы, в которых "Укрощение строптивой" играли Алиса Фрейндлих и Дмитрий Барков (Катарина и Петруччо). Остались афиша и фотографии сцен из того спектакля. И театралы со стажем говорили корреспонденту "РГ": "Прошло 50 лет, а я помню тот спектакль! У меня даже программка сохранилась".

Еще костюмы, уже из 2007 года - художник Ника Велегжанинова придумала их к спектаклю "Сон в летнюю ночь" режиссера Александра Морфова в Театре имени Комиссаржевской.

Раритетные эскизы декорации и костюмов из "Двенадцатой ночи" в театре Комедии, постановки Николая Акимова(1964). И Эдуарда Кочергина - к спектаклю Георгия Товстоногова "Король Генрих IV" в Большом драматическом театре (1969). Можно увидеть, как был одет Гамлет Кочергина в Красноярском ТЮЗе в 1972 году.

- Наше Готическое фойе обрело новую функцию - стало великолепным выставочным пространством. Когда-то здесь был зимний сад, самый большой в петербургском театре, потом здание перестраивалось, по-разному использовалось. Здесь прошли реставрационные работы, - напомнил директор театра Валерий Градковский на открытии выставки. - Сегодня в этом фойе представлены разные художники, работающие во многих театрах страны, не только в Петербурге. Их более двадцати. Очень радует, что мы получаем новые и новые заявки художников, сценографов.

Спектакли "Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Макбет", "Отелло", "Буря", "Венецианский купец", "Много шума из ничего", "Бесплодные усилия любви", "Виндзорские насмешницы"… Их ставили в Самаре, Норильске, Барнауле, Новокузнецке, Чебоксарах, Тюмени, Дзержинске, Благовещенске, Петропавловске-Камчатском… Гениальный, непревзойденный Шекспир. Как сказала худрук театра, народная артистка России Лариса Луппиан, любой режиссер мечтает поставить его пьесу, как и любой актер - сыграть шекспировского героя. На выставке можно познакомиться с взглядами художников на героев великого драматурга.

Нина Усатова репетирует главную роль в спектакле Андрея Могучего в БДТ

Заслуженный художник России Владимир Фирер, завкафедрой сценографии и сценического костюма Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ), похвалил театр за то, что в нем появилось такое пространство. И добавил: "Выставка разнообразная, собраны спектакли разных времен, у каждого художника свой взгляд. Шекспир многолик, многообразен, поэтому был и есть интересен театру".

Заведующая музеем и редактор литчасти театра Вера Матвеева отметила:

- Выставки нам помогают готовить студенты и педагоги РГИСИ, активно участвуют в наших затеях, которые очень полюбили зрители - с каким удовольствием они каждый раз рассматривают эскизы и костюмы! Это очень ценно.

Прямая речь

Надежда Хмелева, искусствовед, доцент кафедры сценографии и сценического костюма РГИСИ:

- В разные времена пространство Шекспира было разным. Когда он писал пьесы, было три пространства сцены, где играли спектакли: выступ, внутренняя часть (глубина сцены), второй этаж - все его пьесы под это написаны, а художника не было. В XIX веке Шекспира погрузили в живопись, поменяли его структуру и, можно сказать, убили. А в XX веке у Шекспира появились художники, которые наравне с режиссером, с артистами, могли выстраивать образ спектакля. Это могло быть пустое пространство, или перегороженное бутылками (как в спектакле Бутусова и Фирера "Гамлет" в театре Ленсовета), или вязаный занавес Боровского в "Гамлете" Любимова, где главную роль играл Высоцкий. На этой выставке можно в очередной раз убедиться: господин Шекспир - современный автор, он нужен нам. Многие постановщики сегодня переводят его пьесы в наше время, и часто это получается очень хорошо, и декорации говорят об этом.

Актуальное искусство Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад