19.04.2022 19:13
Культура

Швыдкой: Виктор Лошак всякий раз пытается разгадать интересы собеседника

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №85 (8733)
Еще минувшей осенью, сразу после того, как на Общественном телевидении России вышла программа Виктора Лошака "Очень личное", собирался посвятить ей колонку в "РГ", но откладывал это в силу разных обстоятельств до тех пор, пока не написать о ней стало просто невозможно.
Читать на сайте RG.RU

Как минимум по трем причинам. Во-первых, за нынешний сезон она прочно встала в сетку телевизионного вещания, и многочисленные зрители, у которых вырабатываются свои условные рефлексы, стараются не пропустить ее в субботний вечер. Во-вторых, в нынешнее тревожное время потребность в осмыслении частной жизни, которая позволяет сохранить устойчивость личности в переломную пору, выросла многократно. В-третьих, сегодня Виктору Лошаку 70 лет.

Швыдкой: Александр Ширвиндт при всей хрупкости своего внутреннего мира - реалист

Все это весьма серьезные аргументы для того, чтобы именно 20 апреля 2022 года поговорить об "Очень личном". Не исключаю, что подобный подход вызовет недовольное многоголосье друзей юбиляра, которые потребуют, чтобы его биография была развернута, что называется, в полный рост. Но о чем бы сегодня ни пришлось вспоминать, все это так или иначе будет связано с его новой телевизионной работой.

Виктор Лошак дебютировал на Первом канале, который тогда еще назывался ОРТ, в середине 1990-х в качестве одного из активных участников программы "Пресс-клуб". Собственно, без него, в ту пору главного редактора легендарного еженедельника "Московские новости", эта программа была бы неполноценной. "Московские новости", куда он перешел из "Известий" по приглашению Егора Яковлева еще в перестроечную пору, надолго стали портом его приписки. Он возглавлял редакцию десять лет, оставив свой пост в 2003 году после смены владельца. Десять лет, которые вошли в историю с самыми разными эпитетами.

Но, как бы кто ни относился к российским 1990-м, это было время захватывающих событий, необычайно интересных для журналистов, тех, кто пытался запечатлеть не только их внешнее стремительно меняющееся обличье, но прежде всего их суть и смысл. Именно тогда Лошак понял со всей беспощадностью, что смелость журналистов определяется смелостью главного редактора. Он ощущал это, впрочем, еще в пору своей работы в "Вечерней Одессе", где Борис Федорович Деревянко, ее первый главный редактор, собрал в редакции одесских острословов, чья известность - и они сами - довольно скоро вырвались за пределы одного из самых пленительных городов Советского Союза. Б. Ф. Деревянко убили 11 августа 1997 года - журналистика всегда была профессией повышенного риска. Думаю, что главный редактор "Московских новостей" осознавал это в полной мере.

Виктор Лошак обладает живым любопытством репортера и аналитическим умом очеркиста

В конце 1997 года мне удалось уговорить Виктора Лошака, яркую звезду отечественной журналистики, прийти на только что созданный канал "Культура" и попробовать себя в качестве телевизионного интервьюера, работающего в прямом эфире. Он стал одним из ведущих программы "После новостей", в которой он занимался тем, чего не мог себе позволить как главный редактор "МН". Жанр ночного разговора с людьми заставлял размышлять о жизни несколько иначе, чем на полосах самого уважаемого общественно-политического еженедельника страны. Как прирожденный главный редактор В. Лошак остро чувствовал и понимал не только основные тенденции развития страны и мира, но и изменчивость текущего момента. При этом он всегда испытывал журналистский интерес к тому, как в процессе этой грандиозной исторической ломки, распада огромной страны, в которой он начинал свою жизнь, меняется психология людей, их поведение, их образ мыслей. Он замечательно, в деталях и подробностях, рассказывает о разных персонажах "человеческой комедии", с которыми его свела судьба: от своих сослуживцев на погранзаставе до самых именитых и известных лидеров общественного мнения, которые часто были его собеседниками. Он обладает живым любопытством репортера и аналитическим умом очеркиста - все эти качества концентрируются в его таланте интервьюера, который увлечен не только тем, что важно ему самому. В. Лошак всякий раз пытается разгадать интересы собеседника.

Швыдкой: Культуре необходимо заполнить лакуны, образовавшиеся из-за санкций

Свою недавнюю книгу - "Наивные годы", посвященную Егору Яковлеву и "Московским новостям", он сочинял, полагаясь не столько на свои воспоминания, сколько на разговоры с коллегами по редакции, с людьми, которые были близки его герою. Эта книга вовсе не сборник интервью, но без умения "разговорить" человека так, как В. Лошак, она никогда бы не была написана. Наверное, поэтому с таким нетерпением ожидаю его следующую книгу, которую, надеюсь, он составит из цикла интервью, сделанных в рамках большого проекта под названием "Тридцать лет без СССР". Этот проект осуществлялся в двух версиях - литературной и визуальной. Но, как мне кажется, его итогом должна стать книга - у нее больше шансов сохраниться в истории. Размышления людей, записанные В. Лошаком, людей, не просто проживших рядом с нами эти три десятка лет, но и в немалой степени определивших их содержание, многое прояснят для потомков.

В программе "Очень личное" Виктору Лошаку пригодился опыт работы в "Огоньке"

В. Игнатенко, новый руководитель ОТР, предложил В. Лошаку стать ведущим программы "Очень личное", когда работа над проектом "Тридцать лет без СССР" подходила к завершению. Они взаимно дополняли друг друга. Думаю, что в "Очень личном" пригодился опыт работы в "Огоньке", журнале, который умел рассказать о больших линиях истории через судьбы конкретных людей. "Очень личное" - именно такая программа.

Интервью сегодня - один из самых востребованных жанров журналистики. Количество профессионалов и любителей, которые на разных платформах ведут беседы с представителями практически всех социальных групп нашего Отечества, поражает воображение. Но далеко не все из них способны талантливо слушать собеседника, еще меньшее число готово к процессу его познания. Чаще всего они готовы сказать: "Я слышу". Крайне редко: "Я понимаю". Виктор Лошак слышит и понимает.

Литература ТВ и сериалы