20.04.2022 17:15
Экономика

Грузы между Россией и Европой продолжают доставлять автотранспортом

Текст:  Евгений Гайва Татьяна Карабут Елена Манукиян
Российская газета - Столичный выпуск: №87 (8735)
Дефицит медикаментов, продуктов питания, оборудования из Европы России не грозит. Но европейские автоперевозчики, готовые ездить в Россию, уже подняли цены на свои услуги в три-четыре раза, сообщают участники рынка. В ходе совещания в Минтрансе решили не запрещать въезд европейских фур в Россию после того, как российским перевозчикам запретили въезжать в ЕС. Такое решение поддерживают промышленники, но против выступают российские автоперевозчики, рассчитывая на его пересмотр.
/ Getty Images
Читать на сайте RG.RU

Ситуацию на рынке автоперевозок рассматривали в минтрансе 19 апреля с участием представителей минпромторга, минсельхоза, минэкономразвития, администрации президента, ФТС, Госдумы. Пока решено вести мониторинг обстановки, сообщили в Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП).

Минтранс ситуацию не комментирует. В АСМАП заявили, что в ходе совещания предлагали разрешить европейским компаниям доставлять товар через границу, но запретить им двигаться по территории России и перегружать товар на российские фуры. Но министерства и ведомства предложения не поддержали. Такую схему уже ввела Беларусь, включив в цепочку поставок своих перевозчиков. Именно эту практику теперь собираются мониторить в минтрансе.

Представители российских автоперевозчиков считают, что отсутствие ответных мер к европейским компаниям поставит отечественных перевозчиков в невыгодное положение. Как рассказывают участники рынка, транспортные компании из ЕС уже выставили счета на перевозку в три-четыре раза выше обычных тарифов. Такой подход они объясняют повышенными рисками перевозки грузов по России. Отечественные перевозчики при этом окажутся без работы, говорят представители отрасли. На внутреннем рынке тарифы на перевозку грузов и так были невысокие, а сейчас избыточная конкуренция поставит ряд компаний на грань выживания, отмечают в ассоциации "Грузавтотранс".

Для предотвращения худших сценариев теперь минтранс поручил своим профильным подразделениям подготовить предложения по мерам государственной финансовой поддержки предприятий отрасли.

В России ускоряют работы по импортозамещению пассажирского лайнера МС-21

Зато промышленники свободное передвижение европейских перевозчиков по территории России приветствуют и выступают против предложения о создании "буферных" зон для перевалки грузов. В этом случае, говорят они, сложно будет гарантировать соблюдение требований к безопасности пищевой продукции, а сроки доставки сильно увеличатся.

Ранее руководители восьми отраслевых организаций производителей и поставщиков продуктов обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не вводить "зеркальные" меры к европейским перевозчикам и обеспечить беспрепятственный провоз продукции, сырья и комплектующих для пищевой промышленности в России.

Звучали также заявления о рисках дефицита оборудования, станков, запчастей европейского производства, медицинских препаратов.

Уже есть сбои в поставках импортных продуктов, сырья для их производства и упаковки, говорит зампред правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов. По его мнению, сложности связаны с запретом провоза товаров европейскими грузовиками через Беларусь. Некоторые машины с сырьем, упаковкой и продуктами питания, отмечает он, несколько дней ждут "перегруза" товаров на автомобили с белорусскими номерами.

Правда, некоторые поставщики из ЕС уже сами отказались продавать товары в Россию, отечественные производители и импортеры ищут альтернативные пути доставки, признает Леонов. Пускать в ЕС должны российские фуры для перевозки продовольствия и медикаментов. На деле запрещают въезд всем российским фурам, говорят импортеры.

Сейчас индустрия напитков, как и вся пищевая отрасль, испытывает проблемы с поставками сырья, ингредиентов, оборудования и упаковки для соковой продукции и безалкогольных напитков, говорит президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) Максим Новиков. Сбои поставок он в первую очередь связывает с нарушением привычных логистических маршрутов и нестабильной экономической ситуацией. Стоимость поставки одной грузовой машины с территории Польши и стран Прибалтики возрастает примерно вдвое - до 7-8 тыс. евро за фуру, говорит эксперт. Рост издержек может отразиться на процессе ценообразования.

"Зеркальный" ответ на запрет российским фурам въезжать в Евросоюз Россия не планирует, товары идут прямыми и альтернативными путями

На фармацевтическом рынке ситуация сейчас стабильная, говорят эксперты. Дефицита лекарств нет и препараты идут исправно, так как отечественный фармрынок практически не зависит от западных стран, поясняет глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. Одновременно растет доля отечественных препаратов, не уступающих по качеству и эффективности зарубежным аналогам. В то же время многие восточные коллеги, в частности Иран и Пакистан, считают наш рынок перспективным и готовы поставлять в Россию не только субстанции, но и готовые лекарственные формы, говорит Преснякова.

В несколько затруднительной ситуации оказались аптеки в Калининградской области. "Да, конечно, у нас ситуация непростая, мы зависим от поставок лекарств из большой России", - говорит председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области Дмитрий Яговдик. По его словам, пока дефицита лекарств нет, но есть дефектура по отдельным препаратам. При этом лекарства в Калининградскую область в основном поставляются по воздуху, так что запрет на передвижение российских фур по территории ЕС, скорее всего, на местном фармрынке никак не отразится.

Российским грузам ищут альтернативные маршруты

По данным минпромторга, сегодня 641 из 788 лекарств (по действующему веществу) из перечня ЖНВЛП производят в России или такая технологическая возможность имеется. Запасы сформированы на год. В России сегодня производится 70-80% всех лекарств. Субстанция для половины лекарств закупается за рубежом. В основном ее привозят из Китая и Индии, говорит руководитель Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. Из Европы поступает только 10% необходимых веществ, так что ситуация не критичная.

Благодаря легализации параллельного импорта изменилась процедура допуска на рынок импортных препаратов. В случае риска возникновения дефицита каких-либо лекарств теперь можно ввозить в страну без разрешения производителя через третьи страны и поставлять в Россию в иностранных упаковках.

Чтобы отечественные производства могли выпускать необходимые объемы продуктов питания, а товар всегда был на полке, необходимо обеспечить беспрепятственный доступ транспорта с упаковкой, ингредиентами, оборудованием для нужд пищевой промышленности, считает Леонов.

Представители российских автоперевозчиков считают, что перевалка грузов на границе незначительно увеличит стоимость доставки. Но если оставить ситуацию как есть, доставка подорожает в разы, а почувствуют это конечные потребители. Перевозчики рассчитывают на пересмотр решения.

Транспорт Минтранс