Да, можно, конечно, и жить, и делать хорошее дело. Михаил Терещенко, заместитель главы города по социальным вопросам, рассказывает: 47 лет назад строить вахтовый поселок для газодобытчиков приехали самоотверженные, волевые люди.
- Мы в ответе за всех… - буднично, без пафоса, говорит Михаил Отарович, имея в виду программу "Будущее вместе - старт в профессию".
Я назвала бы ее "делом чести уренгойцев" - они берут шефство над сиротами, оставшимися без попечения родителей, и меняют их судьбу в лучшую сторону. Забегая вперед, отмечу: видимо, человеческие ресурсы на Севере и правда особые.
Корни социальной философии
Эта история началась девять лет назад. Как-то представитель компании "Газпром добыча Уренгой", градообразующего предприятия, посетил мероприятие с участием детей-сирот. Сценарий праздника был предсказуем - школьников отметили грамотами, вручили сладости, сказали подходящие случаю слова. Конфеты и конфеты, а искру-то в глазах они не зажигают, сердце теплом не наполняют… В разговорах за кулисами специалисты опеки подтвердили: дети привыкли, что взрослые периодически что-то дарят и забывают о них до следующей встречи. Не забывать пообещали газодобытчики, хоть это далеко не их зона ответственности: где газ, а где сироты?
- Собрали инициативную группу, стали думать, чем можем реально помочь, тем более компания долгие годы являлась социальным партнером города - строила садики, школы, больницы, - перечисляет заместитель генерального директора по управлению персоналом Андрей Чубукин. - В итоге кадровая служба разработала программу "Будущее вместе - старт в профессию". Подписали соглашение о сотрудничестве с администрацией Нового Уренгоя.
Схема взаимодействия несложная: органы опеки предоставляют газодобытчикам списки детей, а те берут их под крыло, обязуясь социализировать, профориентировать и даже трудоустраивать. В выигрыше все: город вместе с партнером присматривает за подростками, предприятие получает сотрудников и развивает внутренний институт наставничества, а главные герои при деле - не болтаются по дворам.
Без секретов
Дети и их представители о программе узнают от специалистов органов опеки. Желающих, достигших 14 лет, записывают в участники и закрепляют за ними кураторов. А дальше - корпоративные мероприятия, экскурсии на производство, занятия с психологами для выявления базовых склонностей, неформальное общение.
Но не только праздниками полна жизнь. Хочешь получить место у надежного работодателя - хорошо учись в школе, поступай в техникум или вуз, в общем, не стой на месте. На выбор - около сотни профессий, причем не только в сфере газодобычи: есть и социальные, востребованные в ведомственных детсадах и медсанчасти.
- Многие ребята начинают уборщиками производственных территорий, плотниками, электромонтерами, слесарями по КИПиА, операторами по добыче нефти и газа, облицовщиками-плиточниками. Набираются опыта, растут. Одна девочка пришла работать в садик няней, повысила квалификацию - стала воспитателем, - рассказывает начальник отдела персонала управления кадров и социального развития газодобывающей компании Татьяна Кузина.
Заработанные деньги вчерашние подростки копят на продолжение обучения. Опека патронирует их вплоть до 23-х лет, а то мало ли что… О таком "мало ли" вспоминает председатель ОППО "Газпром добыча Уренгой профсоюз" Иван Забаев:
- У нашей подшефной Кати появилась квартира - муниципалитет предоставил. И одновременно она попала в нехорошую компанию. Пришлось вмешаться: оградили от сомнительных приятелей, отправили работать в вахтовый поселок. С девочкой позанимались психологи. Сейчас все хорошо. Кстати, администрация Нового Уренгоя приняла единственно верное решение: после выдачи ребятам ключей жилье еще пять лет находится в залоге у города.
Шефы пришли
Лариса Петрова, начальник городского управления опеки и попечительства, подчеркивает: в 2013-м организаторы от администрации Нового Уренгоя были уверены, что главная цель проекта - профориентация и предоставление гарантированных рабочих мест, но практически сразу нашлись и другие возможности, более духовные. По мнению психолога Юлии Кулишовой, самое дорогое - ребята впервые открывают себя сами, узнают о своих способностях и талантах, обретают тех самых "значимых взрослых", которых мы ищем всю жизнь…
- Со стороны дарение подарков выглядит как воспитание потребительства. Общество "Газпром добыча Уренгой" выбрало верный путь: дает удочку, а не рыбу. Хочешь в будущем работать в серьезной компании - старайся, показывай себя. Опять же ребенок в лице молодого сопровождающего получает первого старшего товарища, с которым можно поделиться сокровенным. Мы не ожидали, что кураторы смогут так тонко чувствовать детскую боль, окружать мальчишек и девчонок особой заботой и теплом, настраивать на принятие правильных решений, - говорит Лариса Петрова.
Связующим звеном между компанией и подростками стал совет молодых ученых и специалистов предприятия (СМУС). При этом, чтобы получить статус наставника, нужно пройти отбор, доказать, что справишься. Куратор как проводник: сопровождает на корпоративных мероприятиях, рассказывает о своем профессиональном опыте и возможностях, устраивает досуг. Близким по возрасту людям легче найти общий язык. Вот и выходит: недавние студенты превращаются в шефов. Такая практика хорошо работает и могла бы в будущем стать корпоративным трендом.
Тут следует задать неудобный вопрос: тратя так много свободного времени на чужих детей, получают ли специалисты что-то взамен? Андрей Чубукин объясняет, что в СМУСе есть рейтинговая система: самые активные работники копят баллы, а по итогам года конвертируют их в премии.
Дуэты и квартеты
На 45 участников в настоящее время приходится 36 кураторов. Кто-то из старших ведет по два и даже три воспитанника. 17-летнюю Катю, первокурсницу многопрофильного колледжа, направляет ведущий инженер отдела геотехнического моделирования и разработки месторождений Ирина Мальцева. Вместе они с осени прошлого года. В условиях ограничений встречались мало, но по телефону - всегда пожалуйста.
- Когда подойдет практика на предприятии, попрошу о помощи, пока мне все понятно, - рассуждает девушка, выбравшая профессию сварщика.
Сразу двух подопечных - Ильхома и Сабрину - взял оператор по добыче нефти и газа Заур Керейтов.
- Ребята очень мотивированные - я так не готовился к экзаменам в школе, как они, - улыбается специалист. - Рассказываю им про студенчество и первые шаги на работе, ведь и сам тут всего полгода.
У инструктора по спорту Анастасии Зацепиной с 16-летней Софьей, которая учится в местном техникуме на слесаря по КИПиА, за два года общения установились доверительные отношения: обе открытые, делятся секретами и вместе хозяйничают на кухне.
О том, что может быть после 23-летия, - пример электромонтера Константина. Парень был в первом наборе программы и уже пять лет трудится в "Газпроме". Более того, намерен получить высшее образование.
Обратимся к статистике: по данным Федерального банка данных о детях-сиротах, в детских домах России живут около 25 тысяч подростков от 11 до 18 лет. Около 80 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не адаптируются к условиям взрослой жизни, ступают на скользкую дорожку, которая часто приводит к трагическим последствиям… Поэтому все участники этого разговора в голос заявляют: уникальную программу, рожденную в ямальском городе, надо запускать повсеместно. Ее, кстати, неоднократно презентовали в столице, но за пределы округа она, увы, не вышла.
- Нас пытались скомпрометировать: с таким партнером помогать сиротам легче легкого! - вспоминает Михаил Терещенко. - Но единственное, что надо тратить, - душевные силы, время. Разве дело в деньгах? Дайте ребенку шанс, обратите на него внимание, откройте способности и интерес к труду. Проект может быть реализован на любом социально ответственном предприятии, была бы воля руководства и позиция коллектива. Важно не забывать: дети - будущее государства.
А вы как думаете: готовы ли российские компании взять под крыло сирот, готовы ли в эту работу включиться муниципалитеты?