В прошлом году экономика завершила постпандемийное восстановление, рассказала Набиуллина. "ВВП вырос на 4,7% - это максимум за 13 лет, с 2008 года. Безработица была на историческом минимуме. Спрос полностью восстановился, но предложение товаров, услуг не поспевало (сказывались последствия ковидных ограничений). Эта ситуация не была уникально российской. Мы видим, что во всем мире начала расти инфляция. И в России. Но мы старались действовать плавно, таким образом, чтобы не подорвать восстановительный импульс экономики, но, с другой стороны, не дать разогнаться инфляции, и повышали ставку", - сказала глава ЦБ. Кредитование росло двузначными темпами, в банковской системе удалось создать запас прочности.
"Мы продолжали диверсифицировать золотовалютные резервы. Для нашей экономики очень важно иметь разноплановые резервы. Почему? Во-первых, как и другие страны, мы подвержены разного рода внешним финансовым кризисам. Поэтому, как страна с нерезервной валютой, мы должны иметь возможность стабилизировать внутренний валютный рынок в условиях такого кризиса. А внутренний валютный рынок у нас преимущественно был в долларах и евро. Почему? Потому что львиная доля нашего экспорта и импорта торгуется именно в этих валютах. В них выражены и обязательства компаний, банков, государства, вклады в банках. Поэтому долларово-евровая часть резервов нужна для отражения вот таких финансовых угроз. Но с 2014 года наша страна подвержена санкционному давлению, поэтому мы в течение многих лет диверсифицировали резервы, наращивая доли золота и юаня", - сказала Набиуллина.
С конца 2013 по конец 2021 года доля доллара США в резервах сократилась почти в четыре раза, доля золота выросла в 2,5 раза - с 8,3 до 21,5%. А доля юаня - с нуля до 17%.
Приоритетом ЦБ была дедолларизация финансовой системы, 2022 год в итоге встретили без дисбалансов, заявила глава Банка России. "Чтобы противостоять вызовам, требуется структурная перестройка экономики. Эта структурная перестройка, конечно, затронет и финансовую сферу, которая должна переориентироваться на выполнение задач перед экономикой", - сказала Набиуллина.
Так, по мере стабилизации ситуации на финансовом рынке и по мере снижения инфляционного давления, ЦБ начал снижать и ключевую ставку, напомнила Набиуллина. "Даже не дожидаясь планового совета директоров, мы снизили ставку до 17%. И будем рассматривать возможность ее дальнейшего снижения на следующих заседаниях", - сказала она. Банк России, реагируя на внешние вызовы, сначала в конце февраля резко увеличил ключевую ставку - с 9,5% до 20%. В апреле ставка была внепланово снижена до 17% годовых. Плановое заседание ЦБ по ставке пройдет 29 апреля.
Впрочем, текущее состояние бизнеса зависит не только от ставок по кредитам. Санкции существенно изменили логистику и снабжение. Так, российские потребители и производители теряют доступ к рынкам импорта и экспорта готовой продукции, компонент. "И проблемы могут возникать даже когда производство с высокой степенью локализации, когда произошло уже достаточно высокое импортозамещение. Например, если нарушились поставки каких-то компонентов, частей, доля которых в конечном продукте может быть небольшая", - отметила Набиуллина.
В том числе российские швейные производства столкнулись с трудностями по покупке фурнитуры. "Основные поставщики были из Европейского союза. А что это? Например, пуговицы. Их много где делают, но, как предприятия нам говорят, по их оценкам, поиск новых партнеров, логистики может занимать несколько месяцев", - указала Набиуллина.
То же и у бумажной промышленности. "Древесина у нас вся российская, но отбеливающие химикаты были импортными. Сейчас производители переключаются на альтернативных поставщиков, занимаются разработкой собственных химикатов, но тоже нужно время. В пищевой промышленности сырье отечественное, а привычной иностранной упаковке нужно срочно искать замену. И все это занимает время", - констатировала Набиуллина.
По словам главы Банка России, для необходимого объема импорта могут быть задействованы и международные резервы ЦБ (их незамороженная часть в золоте и китайских юанях составляет, по оценке председателя Банка России, около 300 млрд долларов: поскольку они номинированы в валютах, то абсолютно точное значение назвать не представляется возможным).
По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, международные резервы окончательно не потеряны. "У нас много что забрали. Сейчас страна возвращает себе и эти активы, и территории. Так же и здесь. И деньги вернем, еще и проценты выплатят. Надо в это верить", - подчеркнул он. Россия будет проводить работу по оспариванию заморозки международных резервов, будут использовать все доступные юридические механизмы, указал Володин.
При этом с дружественными странами нужно все же развивать торговлю в национальных валютах, добавила Набиуллина. "Понятно, что нас сейчас отрезали от значительной части финансовых рынков и экономики, но мы должны быть очень прагматичными. Наша задача, чтобы наша экономика была конкурентоспособной. На мой взгляд, не надо проводить политику самоизоляции по всем направлениям. Все-таки нужно сотрудничать с теми странами, с которыми мы готовы сотрудничать, выстраивать эти отношения", - считает Эльвира Набиуллина.
Также, по словам главы Банка России, у страны есть ресурсы для выплаты долгов, поэтому никакой дефолт России не грозит.
Банк России также будет бороться с теми, кто пытается нажиться на людях во время кризиса, подчеркнула Набиуллина. "Многие участники рынка могут пытаться начать ловить, что называется, рыбку в мутной воде. И борьба с нелегальным бизнесом с финансовыми пирамидами, социальной инженерией - задачи, которые нужно решать", - заявила глава Центробанка.
Так, сейчас появляются недобросовестные практики продаж, необоснованные комиссии, а также навязывание разного рода продуктов финансовыми организациями. "Внимание к этому вопросу, на мой взгляд, не должно ослабевать. Особенно в такие сложные моменты, как сейчас, когда люди стараются сберечь, сохранить свои сбережения", - считает Набиуллина.