Мариуполь сейчас переживает исход. За последнюю неделю журналисты "РГ" несколько раз заезжали в город с востока, северо-запада и севера - картина везде одна: колонны автомобилей, пешие люди с вещами и тележками, их много. На многих автомобилях на стекле можно встретить огромную надпись "Дети". Но стоит присмотреться, и понимаешь, что в машине находятся только взрослые. Надпись будто талисман, способный защитить от снаряда или пули.
По обочинам тянутся колонны пеших жителей города. Они такие же бесконечные. Свои немногочисленные пожитки люди везут в дорожных сумках, в тележках из давно не работающих супермаркетов или просто тащат за собой на поддонах. На людях слои одежды, ночью температура в Мариуполе опускается до нуля, а еще с моря дует пронизывающий ветер. Многие выходят в форменных заводских робах, это практично: тепло, ткань не рвется, не жалко испачкать.
В городе стоит тяжелый запах. Газоны буквально завалены мусором. Из открытых дверей подвалов вырывается спертый и затхлый воздух. Там, в отсутствие воды, сотни людей пытаются наладить хоть какой-то быт. У подъездов костры. На них греют воду и пытаются приготовить еду из оставшихся запасов и гуманитарной помощи.
Несмотря на меняющуюся обстановку, проблемы существуют и их сразу не решить. Сотрудники МЧС ДНР с добровольцами начали разбирать разрушенные дома. Большое количество работает в драмтеатре, разбирая разбитое здание.
Специальные воинские подразделения убирают тела убитых и увозят их в морг. Нам удалось увидеть, как они работают. Правда, поговорить с журналистами военные отказались, сославшись на нехватку времени.
Когда-то железнодорожный вокзал Мариуполя собирал сотни и тысячи поездов. В сезон отпусков невозможно было купить билет. Это большой транспортный узел, связывающий железную дорогу с морскими портами.
Как сейчас выглядит железнодорожный вокзал МариуполяНа путях стоят сожженные пассажирские составы, разрушен переход от вокзала к морю. Здание самого вокзала разбито и сожжено. Здесь проходила береговая линия обороны. Военнослужащие ВСУ и нацбатальоны вели упорные бои, а отступая, все уничтожали. В здание самого вокзала заходить опасно, в нем много невзорвавшихся гранат. Об этом нас предупредил старший из спецкоманды.
Когда мы поздоровались, увидели уставшие и грустные улыбки солдат, - сегодня печальный день, - услышали мы в ответ. Они нам разрешили снять их работу, но с условием, чтобы не мешать им работать.
Группа из нескольких вооруженных военных внимательно осматривает помещения. Прежде чем поднять тело убитого солдата или гражданского проверяют, чтобы оно не было заминировано. Потом ищут документы, проверяют их и переписывают в специальную тетрадь. При этом охраняют помещения по периметру. После этого тело погибшего перекладывают на материю и выносят в машину. В узких помещениях с носилками работать неудобно. Машину просили не снимать. В таких условиях она не должна быть узнаваемой. Возможно, это одно из неписаных правил проводимой спецоперации.
Тела погибших доставляют в морг, где проводят необходимые действия. Подробно писать об этом нет желания, но это реальные события, через которые приходится проходить, находясь в командировке.
На разбитом от боев здании вокзала со стороны перрона на стене мы увидели разбитую мраморную плиту с надписью: "Это здание построено…начальника Ждановского от… Донецкой железной дороги, заслуженного работника железнодорожного транспорта, участника двух парадом в Москве на Красной площади в 1941 и 1945 годах Тоцкого Осип Осиповича".
Очень много вопросов о том, как будет восстанавливаться Мариуполь, что будет с заводами, как подтвердить свой трудовой стаж, где будем зимовать, как будут восстанавливать дома. Люди говорят: "У нас же город металлургов. Мы не можем просто сидеть без дела, не можем бросить наши заводы". Они тоже хотят быть услышанными, чтобы мир знал: в Мариуполе есть не только страх, но и надежда.
Мариуполь покинуло более 140 тысяч жителей. За сутки из города в поселок Безыменное были эвакуированы 557 человек, 84 из которых - дети, сообщает МЧС ДНР. Также, по словам главы администрации Мариуполя, большинство горожан поддерживают Россию и ДНР, однако раньше многие боялись положительно высказаться о России и Донецкой народной республике.