Макрон узнал об итогах выборов, находясь в Елисейском дворце, постояльцем которого ему суждено быть еще одну пятилетку. Ожидается, что после этого вместе с соратниками он отправится на Марсово поле. И там у подножия Эйфелевой башни отпразднует победу, обратившись к активистам предвыборной кампании и многочисленным парижанам, которые задолго до объявления результатов стали собираться в том районе. Что касается Марин Ле Пен, то она планирует сделать заявление по поводу итогов выборов в павильоне Эрменонвиль, расположенном в Булонскому лесу, что на западе французской столицы. Окончательные результаты голосования должны быть объявлены Конституционным советом в ближайшие среду или четверг, а церемония инаугурации состоится до 14 мая, когда истекает срок нынешнего президентского мандата Макрона.
В последние предвыборные дни оба кандидата колесили по стране, стремясь перетянуть на свою сторону колеблющихся избирателей, а их, если верить опросам, порядка четверти от 49 миллионов французов, обладающих правом голоса. Так, Марин Ле Пен провела заключительную встречу в кантоне Этапль на севере страны, где в первом туре за нее проголосовали 37 процентов граждан. Она резко критиковала своего оппонента, особенно его крайне непопулярное намерение поднять возраст выхода на пенсию до 65 лет. По ее словам, "его пенсионная реформа - верх социальной несправедливости". Более того, обрушилась на Макрона, обвинив в грубых выпадах против нее. "Тем самым он не только оскорбляет меня, но и миллионы французов, которые разделяют мои взгляды".
Что касается Макрона, то заключительную поездку он совершил на юг страны, в небольшой городок Фижак, где большинство обитателей проголосовало за лидера левой партии "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люка Меланшона (третье место, 22 процента). По некоторым данным, именно электорат Меланшона мог перетянуть чашу весов в его сторону. Тем временем многих французов возмутило появившееся в газете Le Monde буквально накануне второго тура совместное заявление канцлера ФРГ Олафа Шольца, премьеров Испании Педро Санчеса и Португалии Антониу Кошты, которое они расценили как вопиющее вмешательство во внутренние дела Франции. Руководители трех стран - а такого согласованного демарша в нарушение всех международных правил здесь никто не припомнит - призвали французов голосовать за своего коллегу по ЕС Эмманюэля Макрона. Местные власти никак не отреагировали на эту публикацию. А вот французы в комментариях в соцсетях дали оценку этой, прямо скажем, более чем сомнительной акции: "Куда они встревают"?
Свое мнение о знаковом для Франции плебисците "РГ" попросила высказать главу института "Жан Леканюэ, гуманитарные и демократические ценности", бывшего вице-председателя комитета по европейским делам Сената Франции Ива Поццо ди Борго. Вот что он сказал:
- Особенность, на мой взгляд, в том, что оба кандидата не нашли поддержки у большинства населения страны. Эмманюэль Макрон был неприемлем для той части электората, который недоволен его правлением последние пять лет и видит в нем проводника интересов богачей. Что касается Марин Ле Пен, то, несмотря на все ее усилия избавиться от радикального шлейфа, доставшегося в наследство от прежнего лидера партии ее отца Жан-Мари, многие избиратели продолжают причислять Марин к "крайне правым", что в целом, отмечу, не соответствует действительности. Понятно, что оппоненты активно использовали этот имидж, чтобы очернить ее в глазах французов. Так что коренным вопросом выборов был следующий: кто из финалистов вызывал у избирателей наибольшее отторжение.