С жалобой на положения Уголовно-процессуального кодекса РФ в высшую юридическую инстанцию страны обратилась Нина Мургина из Калининградской области. Согласно материалам дела, она была помещена в СИЗО по делу о мошенничестве, однако настаивала на смягчении меры пресечения в связи с болезнью сердца.
Статья 110 Уголовно-процессуального Кодекса РФ действительно предполагает подобное "при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением".
Однако статья 389.2 того же кодекса не разрешает обжаловать отказ в медосвидетельствовании до вынесения итогового решения по уголовному делу.
По мнению Мургиной, такая позиция ставит под сомнение статью 20 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на жизнь, а также статью 22 - "право на свободу и личную неприкосновенность". КС в данном случае встал на сторону заявительницы, хотя пересмотра ее дела не будет, - приговор уже вступил в законную силу.
Принимая решение, судьи Конституционного суда РФ прежде всего напомнили, что Конституция Российской Федерации относит к числу неотъемлемых и неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения и охраняемых государством, право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно гарантировано также и подозреваемым в совершении преступлений, и подсудимым, в том числе когда они заключены под стражу.
А поскольку в подобном случае граждане ограничены в возможности заботиться о своем здоровье, эту обязанность принимает на себя государство.
Однако до последнего времени обжаловать отказ в направлении на медосвидетельствование можно было только одновременно с итоговым приговором. А ведь следствие и судебное разбирательство могут длиться годами.
- Такая задержка в разрешении вопроса об освобождении подсудимого из-под стражи в связи с ухудшением его здоровья, невозможностью оказать ему необходимую медицинскую помощь в условиях места содержания под стражей противоречит предназначению института медицинского освидетельствования лица, содержащегося под стражей, как гарантии его права на жизнь и на охрану здоровья, предполагающей своевременность оказания медицинской помощи, а также создает необоснованные препятствия для безотлагательного использования права на судебную защиту, которое по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации подобному ограничению не подлежит, указал Конституционный суд.
Отныне, в соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации, отказ в медосвидетельствовании на этапе следствия подлежит самостоятельному апелляционному обжалованию до вынесения итогового судебного решения по делу.
В свою очередь, федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.