Выставка объединена темой, особенно актуальной в сегодняшних реалиях - это размышления человека о вечных противоречиях мира, о падении и искуплении, об отчаянии и надежде. Она приурочена к 85-летию Эдуарда Штейнберга (1937-2012), одного из самых ярких представителей российской неофициальной культуры 1960-1980-х годов.
Штейнберг принадлежал к группе отечественных художников, которая называлась "нонконформисты". Он представлял "метафизическое направление" московского андеграунда. Его картины перекликаются с работами Малевича, но при этом Штейнберг создал свою собственную версию геометрической абстракции. Он использовал самый древний геометрический лексикон и его элементарные знаки (окружности, квадраты, кресты, овалы, треугольники, прямоугольники). В его стиле соединяется пластика авангарда и философия символизма.
Важную роль в экспозиции занимает "Деревенский цикл" - портреты жителей деревни Погорелки, где жил художник. Размышления Штейнберга о земле и религии сопряжены с личными переживаниями об уходе каждого человека.
Штейнберг был академиком Российской академии художеств и получил от нее золотую медаль за выдающийся вклад в развитие живописи. На выставке представлены его работы из собрания пушкинского музея и из коллекции Галины Маневич, искусствоведа и жены художника, которая в 2016 году передала мастерскую покойного мужа в Тарусе в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина.
К наследию великого голландца Рембрандта ван Рейна (1606-1669) в разное время обращались и Франсиско Гойя, и Василий Чекрыгин, и Эдуард Штейнберг, работы которых объединены в этой выставке. Земля и небо в поздних офортах Рембрандта как будто смыкаются, образуя "всемирное пространство", свет которого несет в себе обещание спасения.
Экспозиция включает также офорты Франсиско Гойи (1746-1828) из серии "Диспаратес" ("Нелепицы"), которая была создана художником в поздний период жизни. В них ощутимы потеря веры в разумность бытия и трагическая растерянность. Причудливые видения Гойи позволяют зрителю прикоснуться к его духовному опыту - опыту преодоления отчаяния через творчество.
Русскому художнику Василию Чекрыгину (1897-1922), как и Гойе, только на сто лет позже, пришлось пережить гражданскую войну и разруху. Из глубокого отчаяния Чекрыгин приходит к спасительной идее всеобщего воскрешения, которую он воспринял от философа-утописта Николая Фёдорова. Стиль Чекрыгина лаконичен. В экспозиции представлены рисунки углем (он был излюбленным материалом художника), в том числе композиции из программного цикла "Воскрешение мёртвых".
Василий Чекрыгин, работы из собрания ГМИИ им. ПушкинаВыставка будет сопровождаться образовательной программой.