26.04.2022 21:39
Экономика

МСБ скоро сможет застраховать бизнес онлайн от кибератак

Какие страховые онлайн-продукты выбирают компании малого и среднего бизнеса
Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Страхование №91 (8739)
Цифровизация затронула практически все отрасли отечественной экономики, и страхование не стало исключением.
/ Пресс-служба компании "Ингосстрах"
Читать на сайте RG.RU

И если розничное страхование давно ушло в онлайн, то корпоративное только начинает переходить на "цифру". Компания "Ингосстрах" одной из первых в России стала предлагать своим корпоративным клиентам онлайн-продукты. Об их преимуществах "РГ" рассказал директор департамента корпоративного бизнеса компании "Ингосстрах" Дмитрий Мелехин.

Рынок ОСАГО адаптируется к повышению цен

Дмитрий Валерьевич, корпоративное страхование традиционно требовало личного контакта, долгих переговоров. Как решается это сегодня онлайн?

Дмитрий Мелехин: В корпоративном страховании личное взаимодействие с клиентом, выстраивание отношений, понятные и четкие коммуникации всегда имели принципиальное значение. Для крупного бизнеса ничего не изменилось - личное взаимодействие остается в приоритете хотя бы потому, что задачи, которые требуют решений, как правило, индивидуальны, имеют множество нюансов и унифицировать их просто невозможно. Другое дело - малый и средний бизнес, он больше тяготеет к розничному, в данном контексте - более стандартизированному страхованию. Как правило, у таких компаний небольшое количество персонала, небольшой оборот, простая процедура принятия решений, и задачи страхования тоже понятны. Именно в сегменте малого и среднего бизнеса мы увидели потенциал для развития цифровых каналов продаж, онлайн-продуктов, а также механизмов онлайн-взаимодействия с использованием инструментов личного кабинета. Такой цифровой подход помогает клиенту ускорить взаимодействие со страховщиком, а нам упростить наши внутренние типовые процедуры, сократить расходы на ведение дела и в итоге повысить эффективность работы компании.

Какие продукты уже сегодня корпоративные клиенты могут оформить онлайн?

Дмитрий Мелехин: Сейчас в "Ингосстрахе" можно оформить онлайн 12 страховых продуктов. В основном это продукты по страхованию ответственности, которые нацелены на сегмент малого и среднего бизнеса. Например, страхование профессиональной ответственности врачей, оно имеет свою четко сегментированную аудиторию. Или комплексный продукт по страхованию имущества и ответственности - "Ингобизнес". Он ориентирован на небольшие компании, которым нужно застраховать арендованное имущество или собственность в торговых и бизнес-центрах, риски, связанные со строительно-монтажными работами при проведении ремонта и т.п. Также онлайн можно застраховать грузы и ответственность перевозчика. То есть это целевые, нишевые продукты.

Малые и средние компании скоро смогут застраховать бизнес от кибератак

Какие онлайн-продукты наиболее востребованы?

Дмитрий Мелехин: Наша целевая аудитория - малый и средний бизнес, а это в основном новое поколение, для которого приобретать продукты в цифровом формате - уже норма.

А самая лучшая обратная связь - динамика продаж. Потребитель голосует рублем: если он готов покупать продукт онлайн, значит, ему это выгодно, понятно. За 2021 год наши сборы в онлайне по части корпоративного бизнеса выросли более чем на 76 процентов, в целом это 690 миллионов рублей. Пока это небольшие объемы, но нужно понимать, что средний чек по таким продуктам около 10 тысяч рублей.

Наибольшей популярностью пользуется страхование грузов. У нас есть партнеры - крупные транспортно-логистические компании, у которых много мелких типовых операций, и в их производственную систему проще интегрировать страхование. За прошлый год почти половина всех продаж пришлась именно на страхование грузов. Второе направление, которое активно развивается и с которого начался взрывной рост онлайн-страхования, - страхование разных видов гражданской и профессиональной ответственности. Также мы запустили онлайн-продукты из линейки обязательных видов страхования - обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков пассажиров (ОСГОП) и обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО). И сразу хороший спрос: сборы по ОСГОП в 2021 году выросли на 43 процента.

Есть у нас и уникальный, перспективный продукт по страхованию гражданской ответственности при управлении беспилотником. Интерес растет - в прошлом году сборы выросли почти на 32 процента.

Появятся ли в ближайшей перспективе еще какие-то продукты от "Ингосстраха", которые можно будет приобрести в один клик?

Дмитрий Мелехин: Мы планируем, что в обозримой перспективе станет доступным онлайн-киберстрахование. Оно направлено на защиту информационной безопасности предприятий. Внешние угрозы - это хакерские атаки, дистанционные неправомерные команды на перевод денежных средств и прочее. Похожие продукты всегда были в традиционном арсенале страховых компаний, но все они были индивидуальными, требовали "ручной" настройки под каждого клиента. Сейчас мы пытаемся сделать универсальный продукт, который будет включать стандартные риски и подойдет большинству малых и средних предприятий.

Онлайн-продукты помогают компании становиться эффективнее?

Дмитрий Мелехин: Увеличение количества клиентов неизбежно требует расширения штата сотрудников. Но если мы говорим про цифровые продукты, то увеличивать клиентскую базу возможно при сохранении текущего персонала, особенно если это типовые продукты. Сотрудники должны заниматься более сложными задачами, работать по индивидуальным запросам клиентов. Конечно, создать с нуля качественный цифровой продукт дороже, чем набрать штат дополнительных сотрудников. Но это лишь в начале пути. Потом становится понятным, что развитие цифрового направления сокращает издержки компании.

Переход в онлайн стал вопросом выживания страхового бизнеса

Рано или поздно другие страховые компании освоят онлайн-формат в корпоративном страховании. Насколько это изменит рынок в целом?

Дмитрий Мелехин: Это будет благом для развития рынка, так как появятся новые продукты. Здоровая конкуренция - всегда хорошо. Кроме того, цифровой продукт - "живой", он постоянно совершенствуется. Его нужно обновлять, дополнять, корректировать с учетом изменения рынка, запросов клиентов.

Насколько текущая экономическая ситуация повлияла на сегмент корпоративного онлайн-страхования?

Дмитрий Мелехин: В конце февраля - начале марта наблюдали стагнацию. Сейчас рынок начал оживать. Но даже с учетом мартовского замедления отмечаем рост онлайн-продаж по итогам первого квартала почти в два раза. Больше всего растет портфель по страхованию грузов, на втором месте - страхование гражданской ответственности. На 70 процентов выросли онлайн-сборы по ОСГОП, на 15 процентов - по ОПО. И хотя пока преждевременно делать выводы и давать прогнозы, но мы надеемся на положительную динамику по итогам года.

Страхование Малый бизнес