Большинство населенных пунктов Арктической зоны обогреваются и освещаются с помощью обособленных энергоузлов. Альтернативы дизелю во многих уголках АЗ РФ просто нет. При этом топливо еще надо доставить в навигацию с северным завозом, что дополнительно повышает его стоимость. Как правило, жители арктических поселков получают энергию по локальной сети от подстанций, работающих на дизельных генерирующих установках. Высокая себестоимость энергии, получаемой с таким трудом, - одна из главных проблем для бюджетов северных регионов. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, в удаленных населенных пунктах Поморья себестоимость электроэнергии составляет 18,9 рубля за кВт*ч. А в Ненецком округе и Мурманской области - соответственно 32 и 31,2 рубля за кВт*ч.
Чтобы снизить расходы и экологические риски, дизельные электростанции в АЗ РФ планируют частично заменять на возобновляемые источники энергии (например, ветра и солнца), а также атомные станции малой мощности - плавучие или наземные. Если первые больше подходят для снабжения населенных пунктов, то вторые эффективнее размещать у крупных промышленных объектов.
Но в условиях Арктики полагаться только на возобновляемые источники энергии нельзя, предупреждают специалисты. Для этого они недостаточно стабильны. В сильный мороз, когда ветра нет, работающие с его помощью установки могут попросту встать, и тогда придется как-то обогревать сами ветряки. А если солнечные панели занесет снегом, они перестанут вырабатывать энергию. Такая ситуация сложилась в США и еще целом ряде стран холодной зимой 2021 года. Поэтому на объекты "зеленой" энергетики на Севере надо переходить частично, оставляя для подстраховки тот же дизель или уголь.
- Для более эффективного энергоснабжения Арктики требуется новое технологическое решение - например, автономный гибридный энергокомплекс. Он состоит из дизельной электростанции, к которой добавляется солнечная или ветровая станция для снижения расхода органического топлива. Все это работает под единой автоматизированной системой управления. Такие комплексы позволяют сэкономить на топливе, - поясняет директор департамента инноваций российской энергетической компании Владимир Софьин.
Но внедрение таких комплексов сдерживает ряд факторов. Во-первых, в России недостаточно отлажен выпуск дизельных генераторов, способных работать в режиме 24/7. Во-вторых, не хватает ветроустановок малой мощности до 100 кВт, производство которых еще предстоит локализовать на территории РФ. И в-третьих, нет типовых банковских продуктов для финансирования таких проектов.
При этом денежный вопрос особенно важен. По словам заместителя председателя профильного комитета СФ Анатолия Широкова, модернизация объектов локальной энергетики в Арктике продвигается медленно, поскольку она идет в рамках инвестпрограмм энергоснабжающих компаний, ограниченных тарифными источниками. Для ускорения нужны частные инвестиции. Сейчас разрабатывается дорожная карта по их привлечению в развитие распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Арктики.
- С одной стороны, сегодня предусмотрены различные субсидии на поддержание работы таких объектов в населенных пунктах АЗ РФ. Но с другой стороны - они не модернизируются, поскольку нет постоянного притока инвестиций в эту сферу, не идет постоянное обновление энергетического хозяйства и не повышается его эффективность, - приводит аргументы представитель корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Максим Губанов.
Что касается плавучих атомных станций для Севера, их строительство будет продолжено, сообщил специальный представитель госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Но такие проекты связаны в основном с восточной частью АЗ РФ. В западном секторе будет модернизироваться крупная АЭС в Мурманской области, которая снабжает энергией половину потребителей Заполярья и Карелии.
Еще одно перспективное направление развития энергетики - водород - будет внедряться в разных частях АЗ РФ и не только. Предполагается, что в создаваемый Арктический водородный кластер войдут Мурманская область, Ямало-Ненецкий округ и Камчатский край, который не относится к северным территориям.
- Основными предпосылками к появлению кластера стали стратегически удобное расположение территорий для развития этих технологий и создаваемая на безуглеродной основе международная арктическая станция "Снежинка", - подчеркнул замдиректора департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ Сергей Романов. - По сути это будет полигон для отработки новых экологически безопасных технологий с использованием водородного топлива и других источников энергии, в том числе возобновляемых. В перспективе их можно будет использовать в населенных пунктах Арктической зоны.