Многие курортные отели на юге России откроются раньше обычного, а небольшие объекты, работавшие через Booking.com, будут действовать через туроператоров. Что ожидать от предстоящего сезона, зависит ли он от внеочередного этапа туристического кешбэка и повысятся ли цены на путевки в Сочи и соседние курорты, выясняла корреспондент "РГ".
Кешбэк в помощь
То, что в конце февраля - начале марта наблюдался спад бронирования мест, признают все эксперты. Однако положение начало восстанавливаться еще с середины марта, когда продолжилась программа туристического кешбэка.
- Конечно, из-за кешбэка спрос вырос, а в Сочи он высокий из-за фактического отсутствия альтернативы. К тому же главный курорт страны всегда был популярным, - считает председатель правления ассоциации "Российский союз туриндустрии - Юг" Наталья Косьмина. - Бронирование на майские праздники и лето уже выросло на 10-16 процентов.
Эксперт отметила, что основная проблема в том, что отельеры выплачивают туристическим агентствам очень маленький процент.
- Некоторые владельцы средств размещения отчисляют турагентствам всего два процента, - уточнила она. - На эти деньги невозможно развивать дело, нельзя даже оплатить налоги, выдать сотрудникам зарплату и содержать офис. Отельеры считают турагентства ненужным посредником.
Туристы опасаются повышения цены на отдых, но рады, что продолжилась программа кешбэка.
- Летом хотим поехать в Сочи, - отметили супруги Котовы из Тулы. - Мы уже пользовались кешбэком, приятная скидка. Даже если цены в отелях повысятся, думаю, что не более чем на 20 процентов. С учетом инфляции выйдет столько же, сколько и без скидки.
По данным российских туроператоров "Мультитур" и "Ателика", летом лидерами спроса останутся пляжные регионы - Краснодарский край и Крым.
- Спрос сначала упал из-за неопределенности, затем начал восстанавливаться, - сказал учредитель и генеральный директор сетей отелей "Ателика" и "Дивный мир" Алексей Высоканов. - У многих действительно еще есть сомнения. Но ни один турист за все это время не аннулировал бронь на лето.
Спросу на черноморские курорты юга России способствует и ситуация с международным авиасообщением: перспективы выездного туризма для многих неясны. Владельцы курортных гостиниц юга, по мнению Высоканова, уже пользуются этим обстоятельством, расширяя рамки сезона.
- Многие отели Краснодарского края и Крыма, которые традиционно открывались в конце мая, открылись раньше, сезон начался в конце апреля, - отметил он.
Рынок меняет специфику
Как считает сочинский отельер Владимир Масютин, кешбэк не влияет на спрос на путевки.
- Если бы в программу кешбэка включилась половина отелей, тогда об этом можно было бы говорить, - рассказал он. - А задействованы 95 процентов организованных средств размещения. Остальные пять процентов не смогли обеспечить себе такую функцию.
Спрос на средства размещения на майские праздники и на летние месяцы упал из-за того, что границы с некоторыми странами закрылись и с туристического рынка ушло коллективное бронирование из-за рубежа.
- Этого сегмента сейчас просто нет, - отметил Масютин. - Но он будет замещаться индивидуальными туристами. Рынок изменил специфику: от деловой к индивидуальной. Думаю, будет процветать рынок свободного туризма. У отельеров сейчас одна общая трудность - найти опытных ИT- и СММ-специалистов и быстро приспособиться к новым реалиям. Никакого ажиотажа не будет, свободные места всегда можно найти.
Уточним, что кешбэк по путевке положен, если средство размещения поддерживает эту функцию. Частный сектор в данной туристической программе, естественно, не участвует.
Жизнь без Booking.com
- Полноценной замены Booking.com в России нет, - считает Владимир Масютин. - В стране действуют агрегаторы Bronevik. com и Tvil. ru, но они не были настроены на такое количество запросов и "упали". Конечно, гости бронируют и напрямую на сайтах отелей, но для этого осуществовании этих отелей надо знать заранее. Ведь есть и небрендированные гостиницы, которые можно было найти в основном на Booking.сom.
С ним солидарен и вице-президент АТОР, глава туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин: уход Booking. com и AirBnB с российского рынка ударил по небольшим объектам размещения, которые получали значительную долю клиентов от этих зарубежных агрегаторов.
Сейчас такие отели оказались в положении игрока, который "сложил все яйца в одну корзину". Они вынуждены срочно искать новые каналы продаж. Один из самых очевидных вариантов - туроператоры, которые предоставляют им рекламу на своих ресурсах и дистрибуцию через сеть агентов-партнеров.
- Роль турагентов в бронировании летнего отдыха на юге России вырастет, - подчеркнула директор по стратегическому развитию компании "Мультитур" Маргарита Назарова. - К ним пойдут в том числе бывшие клиенты Booking. com и AirBnB.
У туроператоров сейчас резко расширяется ассортимент. Мы фиксируем активность в сегменте небольших отелей и гостевых домов.
Цена вопроса
Насколько подорожает летний отдых на юге России? Повышение цен на проживание в курортных отелях не станет резким, считают эксперты. Но сам рост будет, так как он обусловлен внешними объективными факторами. Перебои с международным авиасообщением, закрытие многих стран, колебания курса валюты сделают спрос на отдых в стране весьма высоким.
- Во-первых, предпосылок к резкому росту тарифов на проживание в отелях пока что нет, - сказал Алексей Высоканов. - Расходы отельеров на зарплату персоналу вряд ли будут играть определяющую роль. В прошлом году в этой отрасли зарплата уже повышалась на 30-70 процентов. Вторая важная статья расходов - плата за коммунальные услуги, она уже увеличилась, но пока что в пределах инфляции.
Эксперт обращает внимание на другой объективный фактор, который приведет к повышению цен на проживание.
- Существенно вырастут и уже растут расходы отельеров на продукты питания, текстиль, хозтовары, бытовую химию, стройматериалы, - продолжил он. - Уже сейчас цены у поставщиков повышаются на 40-50 процентов.
По его прогнозам, цены на проживание в загородных и курортных отелях вырастут от 10 до 30 процентов по сравнению с прошлым годом. Это некритичный показатель: напомним, что ежегодно тарифы повышаются в рамках инфляции на 7-10 процентов. Кешбэк поможет сгладить возможное повышение расценок в июне для туристов, выбирающих эконом-сегмент.
- Думаем, что отельеры будут менять цены в зависимости от поставщиков товаров и услуг, - подчеркнул Высоканов.
В то же время, по его прогнозам, рост летних расценок в традиционно очень высоко востребованном в России сегменте отелей четыре-пять звезд в годовом выражении может быть и больше 10-30 процентов.
- Там, где этих отелей не хватает, из-за их дефицита повышение цен может оказаться существенным, как было, например, летом 2020 года, - объяснил эксперт. - Но там, где в последние годы открылось много новых отелей такого уровня, например, в Анапе, сильного повышения, скорее всего, не будет.
Как показал мониторинг объектов размещения Черноморского побережья, стоимость проживания в одних гостиницах повысилась, а в других осталась прежней.
Наталья Косьмина резюмировала: путевки продаются на май в достаточно комфортабельные объекты размещения, приличного уровня по цене от 2-2,5 тысячи рублей в сутки. Кстати, примерно такие же цены в Анапе и Геленджике. Особой разницы в ценах между Сочи и центром Геленджика нет.