Но послабления в законах и саморегулирование страховых компаний может сократить издержки и сдержать рост стоимости полисов.
В марте рынок почти не почувствовал изменений. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), изменение средней цены полиса ОСАГО для физлиц колебалось пределах нескольких процентов, а в 23 регионах она даже снизилась по сравнению с началом года. Средняя премия составила 5814 рублей, увеличившись по сравнению с январем этого же года на 2,6 процента, или 149 рублей. Но рост стоимости запчастей и ремонта в ближайшие месяцы повысит затраты страховщиков. "Одна из мер удержания равновесных тарифов - либерализация ОСАГО, когда безаварийные водители не доплачивают за убытки таксистов и гонщиков", - говорит президент РСА Игорь Юргенс.
"Страховые компании будут ориентироваться на верхнюю границу тарифного коридора. Возможно, он будет расширен, - допускает при этом управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств "Ренессанс страхования" Сергей Демидов. - Хотя идея не использовать в расчетах стоимость оригинальных запчастей сдержит тренд".
Сейчас в России планируется ввести новый закон об использовании неоригинальных и бэушных запчастей при ремонте. Но надо учитывать безопасность эксплуатации автомобиля, отремонтированного таким способом, отмечают эксперты. Однако развивать это направление в перспективе нужно.
Еще с 12 апреля в России отменена норма закона о применении регресса к виновнику ДТП, если авария произошла из-за неисправности его машины и у него нет действующей диагностической карты. Раньше страховщик мог предъявить регрессное требование к нарушителю после выплаты возмещения потерпевшему.
Некоторые законодательные инициативы кажутся радикальными, но это стабилизирует рынок.
"Снижение продаж новых машин замедлит рост автопарка страны, но не приведет к его сокращению. И так как ОСАГО обязательно, аналогичная картина будет и в объемах продаж полисов "автогражданки", - говорит директор по управлению портфелем ОСАГО "Росгосстраха" Юрий Стрекалов. - Мы допускаем возможность увеличения доли автомобилистов, которые решатся ездить без полиса - но до поры фиксации нарушений и штрафов за них".
"Ковидный" кризис показал: люди понимают, что полис защищает их от непредвиденных расходов в случае ДТП по их вине, - добавляет Демидов. Основное последствие кризиса - это рост объема выплат, отмечает эксперт. Однако 20 апреля в России был создан "перестраховочный пул" страховщиков. Он поможет справедливо распределять обязательства между страховщиками в проблемных сегментах ОСАГО, где суммы выплат превышают сборы. Страховщики будут не так сильно опасаться заключать высокоубыточные договоры. При этом Демидов обращает внимание на то, что сейчас у большинства компаний на 20-30 процентов выросли тарифы по каско. Основное влияние на убыточность оказывает новая стоимость запчастей, а также их дефицит.