Это было труднейшее время…
Владимир Иванович, принято считать, что возрождение Богучанского района началось с ввода в строй мостового перехода через реку Ангара на автомобильной дороге Богучаны - Юрубчен - Байкит. Его называют основным звеном в развитии дорожной сети Нижнего Приангарья. Это так?
Владимир Нефедовский: Мы немного забыли свою историю. Ангарский переход, безусловно, важен, но толчок развитию района, шанс на новую жизнь, по моему мнению, дал другой мост, построенный десятью годами раньше, - через реку Чуна, сданный в эксплуатацию в ноябре далекого 2001-го. И в этом заслуга двух замечательных людей. Первый - тогдашний губернатор Красноярского края Александр Иванович Лебедь, а второй - занимавший с 1996 по 2005 год пост главы Богучанского района Геннадий Васильевич Локутов. Говорю об этом с уверенностью, потому что был непосредственным очевидцем тех событий…
Сейчас уже все привыкли, что Богучанский район входит в число наиболее динамично развивающихся территорий Красноярского края. Здесь работают крупнейшие инвестпроекты, здесь расположен Богучанский алюминиевый завод, который только за последние годы вложил в социальную инфраструктуру района семь миллиардов рублей. На эти средства построены 13 многоквартирных домов, два детских сада, школа и больница в поселке Таежном, ковидный госпиталь в Богучанах, многое другое. Наш район хорошеет с каждым годом, а начало этому благосостоянию было положено в 90-е годы, когда никто и представить не мог, что богучанцы вытянут билет в счастливую жизнь. Это было очень трудное, можно сказать, тяжелейшее время… В 1990-е все разваливалось, в районе, как, собственно, и во всем крае, не осталось практически никакой промышленности, лесной в том числе. Загибались леспромхозы, люди месяцами не получали зарплату и были вынуждены жить за счет подсобного хозяйства. Порой казалось, что никакого просвета впереди уже не будет…
И вот именно в этот тяжелый период Геннадий Васильевич Локутов убедил губернатора Лебедя найти средства и направить их на строительство моста через реку Чуна. Это стало прорывом, первым шагом в новое будущее.
Скорость работ поражала
Чем так важен был этот мост?
Владимир Нефедовский: В те времена Богучанский район своей территориальной недоступностью напоминал Северо-Енисейский - мостов нет, перебраться на другую сторону можно лишь по зимнику. Особенно это касалось двух рек - Бирюсы и Чуны. Ситуацию нужно было исправлять, и руководивший тогда районом Геннадий Васильевич Локутов понимал это, как никто другой. Ему удалось добиться поддержки краевых властей. И вот 7 сентября 2000 года вышло постановление за подписью А. И. Лебедя: "О строительстве автодороги Канск - Абан - Богучаны на участке села Хандальск - поселка Чунояр с мостовым переходом через реку Чуна". Там четко сказано, что социально-экономическое развитие районов Нижнего Приангарья на протяжении нескольких десятилетий задерживается из-за отсутствия устойчивых круглогодичных автотранспортных связей с центральными районами края, - и так больше быть не должно. Проект горячо поддержал тогдашний руководитель агентства лесного хозяйства Красноярского края Владимир Николаевич Векшин. Помогло и то, что как раз в то время завершалось возведение моста через реку Бирюса в Абанском районе. Теперь нужно было отстроить дорогу через так называемое междуречье - территорию между Бирюсой и Чуной - и приступать к строительству моста через Чуну. Эти задачи взяла на себя одна из крупнейших в то время дорожно-строительных организаций - "Илан".
Это было что-то удивительное! Скорость, качество работ, которые велись круглые сутки, филигранная точность - помню, мы, жители района, смотрели на труд работников "Илана" с огромным удивлением. Для нас, считавших, что район медленно умирает и перспектив никаких нет, такой невиданный профессионализм стал глотком свежего воздуха, примером того, как можно и нужно заниматься делом. Это подвигло лесников и лесозаготовителей на развитие бизнеса, создание предприятий, мы начали заниматься лесозаготовками. Работа пошла, ожили лесхозы, закупили противопожарную технику, бульдозеры, тралы. Я считаю, что новая жизнь района началась именно с этого моста, с круглогодичной связи между берегами.
Скептики ошиблись
То есть автодорога и мостовой переход через Чуну стали поворотной точкой в развитии Богучанского района?
Владимир Нефедовский: Так и есть! Конечно, были и такие так называемые "политики", кто уже после окончания строительства говорил, что это "дорога в никуда". Зачем, дескать, строили, деньги тратили? Они не верили в возрождение, не видели перспектив, в то, что мост через Чуну станет поворотным этапом для развития не только нашего района, но и всего красноярского Севера. Не верили - и ошиблись. Со временем началось строительство других дорог в северном направлении, по ним стали поступать тысячи и миллионы тонн грузов, начался новый этап строительства Богучанской ГЭС, поднял свои корпуса Богучанский алюминиевый завод. Потянулись опоры линий электропередачи на правобережье Ангары: в поселках там появилось электричество, и люди перестали зависеть от генераторов и запаса ГСМ. Спасибо за это Александру Лебедю, он увидел наше будущее и поверил в него, подарил нам надежду. Помню, как он неоднократно приезжал к нам лично следить за выполнением хода работ, не оставляя без внимания ни малейшей детали.
А однажды на общем собрании, где присутствовали предприниматели со всего Богучанского района, с улыбкой рассказывал про то, как отчаянно пробивал проект Чунского моста Геннадий Локутов: "Ну до чего ж настойчивый человек! Прямо дежурства у моего кабинета устраивал. Я ему: "Уйди, у меня совещание, не до тебя сейчас!" Нет, ходит за мной следом, в коридоре караулит со своими бумагами. И добился все-таки своего! Вы, мужики, держитесь за него - с таким не пропадешь!"
Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы эта страница истории Богучанского района не канула в прошлое?
Владимир Нефедовский: Да, действительно обидно, когда забывают о тех, благодаря кому началась новая жизнь. А такое, к сожалению, происходит нередко. К примеру, как уже говорил - рассуждая о развитии района, все ссылаются на мост через Ангару. А про Чуноярский мост, с которого, собственно, и началось это развитие, - забыли. Как забыли и о замечательных людях, благодаря которым расцвел Богучанский район, - об Александре Лебеде и Геннадии Локутове. Я в течение целых 10 лет добивался, чтобы в центре Богучан им поставили пусть не полноценные памятники - хотя бы бюсты! Чтобы их видела наша молодежь, знала, кому именно она обязана своим нынешним благополучием. Увы, тогда из моей инициативы ничего не вышло - она заглохла на уровне краевых властей. Но не теряю надежды, что идею все же удастся воплотить в жизнь. Потому что нельзя забывать тех, кто сделал все, чтобы мы жили лучше.
Справка
ООО "Каймира" - одно из крупнейших лесопромышленных предприятий Богучанского района. В апреле 1998 года предприятие было создано с нуля на базе развалившегося Чуноярского ЛПХ. За это время ООО удалось пройти огромный путь и научиться решать задачи различной сложности. Возросла и материально-техническая база: у ООО "Каймира" есть собственный подъездной путь, компания располагает большим транспортным парком - 15 единиц тракторов и 20 автомобилей различного назначения. Благодаря "Каймире" стабильную зарплату получают 90 семей, на предприятии действует полный соцпакет. В "Каймире" гордятся тем, что за всю историю существования ООО, даже в самые тяжелые времена, здесь ни разу не задержали выплату налогов в бюджет.
На правах рекламы