Как отметили в департаменте дорожного хозяйства региона, победителем конкурса признано АО "МОСТОСТРОЙ-11" с ценой контракта 60,9 млрд рублей. Напомним: стоимость строительства объекта, объявленная в тендере изначально - 62,5 млрд рублей. Контракт будет заключен в ближайшие дни. А следом, уже в этом году, начнется строительство моста. На его возведение уйдет 3,5 года. Как подчеркивают эксперты, это будет исключительный по своим масштабам и значимости объект. Протяженность мостового перехода с подходами составит 45,56 км, в том числе 1,76 км моста. По проекту, на нем и прилегающей дороге будет четыре полосы движения.
- В условиях все большего давления на экономику России стран Запада очень важно, что не откладывается строительство стратегически важных для всей России инфраструктурных объектов, - подчеркнул в интервью "РГ" руководитель центра развития и размещения производительных сил Института экономики УрО РАН доктор технических наук Михаил Петров. - К таким в полной мере относится новый мост через Обь в районе Сургута. Он станет одним из тех важных звеньев, которые помогут сохранить энергетическую и экономическую безопасность страны, позволят развивать территорию Арктики, дадут выход к Северному морскому пути.
Значимость строительства нового моста состоит еще и в том, что, как уже сообщала "РГ", действующий сегодня мостовой переход через Обь возле Сургута - единственное связующее звено между крупнейшими в мире районами по добыче углеводородов с регионами России - исчерпал резервы пропускной способности. Интенсивность движения по нему в три раза превышает расчетную. Уже сейчас действуют серьезные ограничения для проезда по мосту тяжеловесов. При этом любой ремонт или ДТП приводит к образованию огромных пробок. Отметим: ближайший переезд через Обь находится в 3000 километрах.
При этом, как рассказал заместитель губернатора Югры Азат Ислаев, как только начнется движение по новому мостовому переходу, практически сразу же откроются большие перспективы для страны и региона, поскольку он будет важной частью перспективных федеральных транспортных коридоров Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард и Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск, которые, в свою очередь, являются значимыми звеньями направлений Арктика - Азия и Северный широтный ход (СШХ).
Мост решено возвести на условиях долевого финансирования в пропорции 60 процентов - средства федерального бюджета и 40 - из казны региона. При этом югорская часть вложений на строительство уже зарезервирована.
- Совокупный экономический эффект, который будет получен от возведения стратегически важного объекта несопоставим с вложениями, - подчеркивает Михаил Петров, - поскольку одна из его ключевых задач - обеспечить функционирование нефтегазодобывающего комплекса, осуществлять надежную связь с другими регионами России и мира. В сегодняшних сложных условиях этот фактор приобретает особую актуальность. Российские нефть и газ будут еще очень долго оставаться одним из основных энергетических ресурсов во многих государствах мира. И даже недружественным странам крайне невыгодно отказываться от поставок наших углеводородов.
Характеризуя цену строительства моста, глава Югры Наталья Комарова подчеркнула, что она была подтверждена несколькими уровнями государственной экспертизы еще на этапе подготовки всей необходимой документации. К слову, обозначенная в контракте стоимость строительства включает в себя, кроме самого мостового перехода, автоподходы, развязки, АЗС, многофункциональные площадки для отдыха и т. д.
Как отмечает директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Константин Гребешок, новый сургутский мост будет выполнять сразу несколько важных задач. Во-первых, он поможет перераспределить транспортные потоки, разгрузит старый действующий мостовой переход. Кроме того, по нему сможет круглосуточно двигаться тяжеловесный транспорт. Строительство моста включено в проект пятилетнего плана дорожного строительства в России на период 2023-2027 годов.
Как отмечают эксперты, конечно, новый мост даст мощный толчок развитию экономики и социальной сферы самого региона.
- Сегодня, как никогда, важно дать возможность развиваться бизнесу, помочь с рабочими местами людям, - говорит директор Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова. - И мы понимаем, что новый мост через Обь, благодаря улучшению транспортной доступности, будет способствовать открытию новых предприятий, модернизации действующих производств в Югре.
Показательно, что еще три с половиной года назад глава государства Владимир Путин в ходе своего рабочего визита в Ханты-Мансийск поддержал строительство нового моста через Обь как важной транспортной составляющей, дающей ближайший выход к Северному широтному ходу. Об этом рассказала журналистам губернатор Югры Наталья Комарова.
- Я задала тогда несколько вопросов президенту, - говорит Наталья Комарова. - Один из них касался необходимости строительства двух мостов через Обь и Северного широтного хода. Мы нашли понимание, глава страны поддержал необходимость строительства.
Показательно, что интенсивность движения по новому мосту через Обь на перспективу вплоть до 2044 года, то есть на ближайшие 20 лет, составит 12 490 автомобилей в сутки. А это почти в три раза больше, чем движется сегодня по действующему мосту.