- Еще в 2021 году Тюменский центр поддержки экспорта, созданный в помощь МСП, обозначил стратегические целевые рынки: первое место заняли страны СНГ, второе - Юго-Восточная Азия, третье - Африка. Упор на Европу не делали из-за сложной логистики и сертификации. Работать на рынке КНР тоже непросто, но объемы потребления товаров и услуг там гораздо больше, поэтому за него стоит бороться. А нынешняя ситуация только подтвердила: ориентир на Восток правильный, своевременный, - рассказала руководитель центра поддержки экспорта (ЦПЭ) Инвестагентства Тюменской области Салтанат Сибанбаева.
Уже в прошлом сезоне в ЦПЭ обратились заинтересованные тюменские бизнесмены с просьбой провести маркетинговые исследования в привязке к КНР, проанализировать цены конкурентов, определить потенциальных партнеров и покупателей. До стадии переговоров в формате b2b дошли шесть из них. Самые терпеливые готовы выдержать в среднем шестимесячную процедуру сертификации, которая может и затянуться из-за пандемии, и заключить экспортные контракты.
- Важно понимать, что Китай - это всегда небыстро, потому что азиатские бизнесмены ищут надежных и долгосрочных компаньонов. Как правило, переговоры с соседом проходят долго и обстоятельно, но если стороны придут к соглашению, то работа на много десятилетий вперед обеспечена, - подчеркнула директор ЦПЭ.
Среди регионов УрФО по объему экспорта за счет продукции ТЭК традиционно лидирует Югра. Тюмень осуществляла в КНР лишь поставки полипропилена, выпускаемого СИБУРом. В текущем десятилетии линейку предложений пополнит пищевая продукция и пиломатериалы. В будущем к партнерству планируют подключить более серьезных игроков из нефтегазового кластера. А сейчас, например, ведутся переговоры о возможности отгрузки в Азию рапсового масла Заводоуковского маслозавода - покупатели из Поднебесной давно на него заглядываются. Также у китайцев есть запрос на печенье и шоколад, они готовы хорошо платить за свежий мед.
Импорт из Китая Тюмени тоже интересен. Особенно техника и оборудование для АПК, жилищного и дорожного строительства. Чтобы еще более укрепить торговое сотрудничество, в апреле на базе ЦПЭ открыли центр кооперации. Там поясняют: если Тюменская область в одиночку не сможет загрузить вагоны продукцией для КНР, то предложит другим территориям федерального округа собирать "посылки" сообща. При этом в обратном, импортном направлении будет действовать реверсивная логистика - каждая территория получит то, что нужно именно ей. В планах тюменцев - продвинуть идею создания консультационного центра и первой в стране лаборатории сертификации. Совместная рабочая группа по этому вопросу уже сформирована.
В августе представители тюменского агропромышленного сектора планируют посетить Шанхай, чтобы не только найти поставщиков, но и представить собственную продукцию, ведь в Китае в последнее время стали популярными магазины с русскими товарами, где все можно посмотреть и продегустировать.
Илья Романов, генеральный представитель Ассоциации российско-китайских компаний импортеров и экспортеров:
- Самый эффективный логистический маршрут тот, который Китай проложил в рамках проекта "Один пояс - один путь". Чтобы в него встроиться, Тюменской области нужно запускать железнодорожные составы, а не обходиться малыми партиями. Наиболее удачный вариант для этого - местная масложировая продукция, которой можно загрузить несколько десятков контейнеров, при этом дав возможность другим экспортерам с меньшими объемами "прицепиться" следом.