27.04.2022 11:20
Общество

Соцопрос: Люди с высшим образованием предпочитают машинам велосипеды

Текст:  Ариадна Рокоссовская
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №92 (8740)
Cотрудники Института социологии и социальной психологии Кельнского университета решили узнать, как привычка ездить на велосипеде зависит от уровня образования. Они проанализировали 800 тыс. поездок, совершенных 55 тыс. респондентов, и пришли к выводу, что велосипедистов с высоким уровнем образования вдвое больше, чем без оного.
/ GettyImages
Читать на сайте RG.RU

"Люди, окончившие вузы, пользуются велосипедами в два раза чаще, чем лица без высшего образования. При этом такие факторы, как возраст, пол и место жительства, остаются неизменными", - рассказал социолог Ансгар Худде. По его словам, объясняется это просто.

Велосипед назвали самым опасным видом мобильного транспорта

Социсследования показали, что при выборе транспорта люди исходят не только из его стоимости или времени в пути. Они также выбирают то, что он символизирует и что сообщает о них окружающим. Дорогой автомобиль может свидетельствовать о богатстве и профессиональном успехе, но ничего не скажет о здоровье или заботе об окружающей среде. "С велосипедом все ровно наоборот. Люди с высшим образованием обычно не боятся показаться бедными или профессионально неуспешными, даже если они ездят на недорогом байке. Им кажется, что они выглядят современными, ведущими здоровый образ жизни и экологичными, - объяснил Худде. - А вот люди с более низким уровнем образования с большей вероятностью будут использовать дорогой автомобиль, чтобы показать, что они добились успеха. Если нам удастся сделать езду на велосипеде привлекательной для всех, это даст более пригодные для жизни города, лучшее здоровье, защиту окружающей среды и меньшее социальное неравенство".

А как у нас?

Шлем под цвет костюма

О статусе велосипедиста в нашей стране "РГ" расспросила двукратного призера первенства Европы, многократного победителя чемпионатов России, мастера спорта по велосипедному спорту Никиту Балунова.

Никита, как вы считаете, у нас велосипед может, как в Германии, быть обозначением определенного статуса в обществе?

Никита Балунов: Боюсь, что нет. У нас до сих пор считается, что у кого машина больше и круче, у того и социальный статус выше. Хотя есть велосипеды, которые стоят столько же, сколько хорошая машина. И те, кто в этом разбирается, сразу все понимают насчет статуса. А вот так, как в Европе - когда люди в костюмах едут на велосипедах на высокооплачиваемую работу, это у нас пока вряд ли возможно. Но я думаю, мы до этого доживем. Только работодатели должны создавать условия для того, чтобы их сотрудники пересаживались на велосипеды. Людям нужно где-то переодеться, принять душ. Когда сопутствующие проблемы решены, человеку проще принять что-то новое.

Расскажите, пожалуйста, для тех, кто хочет пересесть на двухколесный транспорт, как выбрать велосипед?

Никита Балунов: Все зависит от потребностей. Если просто кататься по городу, нужно смотреть, чтобы он был не очень тяжелым, особенно это актуально для женщин. В городе часто бывает, что нужно тащить велосипед по лестнице. Кроме того, сейчас у всех производителей есть размерная сетка, и нужно подбирать велосипед с такими параметрами рамы, чтобы он подходил к росту человека и длине ноги. Это нужно, чтобы была правильная посадка и все мышцы работали правильно.

В спортивных магазинах сегодня такое разнообразие аксессуаров и гаджетов для поездок на велосипеде, что глаза разбегаются. Продавцы уверяют, что без них велосипедисту на дороге никак. И хочется купить все. Что действительно нужно, а без чего можно легко обойтись?

Никита Балунов: Я бы посоветовал установить звонок, потому что бывают ситуации, когда перед тобой кто-то выезжает или выскакивает, и нужно обозначить, что ты на дороге. Также я бы посоветовал установить защитные крылья на колеса. Они позволяют в грязную погоду оставаться чистым. Ну и какой-то минимальный набор инструментов, конечно, нужен, при условии, что вы сможете ими воспользоваться. Набор ключей, скажем, на случай, если вдруг по дороге что-то открутилось. Кроме того, если вы планируете ездить в ночное время, вам понадобится красный фонарик назад и, желательно, белый - вперед.

А велосипедные шлемы? Несколько лет назад этот вопрос очень много обсуждался, были даже попытки закрепить их необходимость законодательно.

Никита Балунов: Я считаю, шлем нужен обязательно, вне зависимости от того, на чем вы катаетесь: на беговелах, самокатах, роликах. Я тренирую детей и с самого начала приучаю их надевать шлем. У меня самого в детстве была сильная травма головы, и шлем меня спас.

Чего опасаться начинающему велосипедисту в поездках по городу?

Никита Балунов: Основная опасность, на мой взгляд, это то, что велодорожек у нас мало, а те, которые сейчас сделаны в больших городах, спроектированы зачастую не совсем правильно. Если вы едете по тротуару, велика вероятность встретиться с пешеходом, а если по дорогам общего пользования - с автомобилистами, у которых не всегда присутствует культура вождения. Поэтому нужно быть очень внимательными и стараться двигаться прямолинейно, перестраиваться заранее, обозначать поворот. Тогда проблем, скорее всего, не возникнет.

Кстати

Крути педали в мае

Напомним, что в сентябре 2015 г. с целью оказать содействие велоорганизациям в получении согласований перекрытия улиц для проведения велопарадов было принято решение проводить их в один и тот же день. С тех пор единый день велопарадов в РФ - последнее воскресенье мая. В этом году это 29 мая.

В московских парках стартовал велосезон

Но до этого, 20 мая, в России пройдет акция "На работу на велосипеде".

Организаторы пояснили, что это не велопарад, привязанный к определенному маршруту и времени, участники просто едут по своим делам. "Она показывает, что ездить на велосипеде ежедневно может быть легко и удобно, для этого не требуется специальная одежда или подготовка", - сообщается на сайте акции.

Социология