Небывалый наплыв кандидатов вызван еще одним историческим рекордом: в конце учебного года местные вузы выпустят более 10,5 миллиона специалистов. Ожесточенная конкуренция на рынке труда КНР обращает внимание многих выпускников на госслужбу.
Многолетний лидер в списке самых желанных должностей - это пост заведующего почтовым управлением в округе Тибета Нгари, он собрал более двадцати тысяч заявок. Объясняется ажиотаж просто: претенденту не обязательно иметь конкретный опыт работы, специальное образование, быть членом партии. На второй и третьей по популярности должностях требуются конкретные навыки. Это пост заведующего Профсоюзом рабочих металлургии, производства стройматериалов и машин и управленческая должность в налоговой службе провинции Сычуань.
Молодые люди, мечтающие о карьере госслужащего в КНР, чаще всего выбирают такие специальности, как налогообложение, экономика, управление, бухгалтерия, информатика, юриспруденция, статистика. Принять участие в госэкзамене на соискание должности могут все законопослушные граждане в возрасте до 35 лет. Им придется пройти "тест на выявление административных способностей" из 130 вопросов, чтобы продемонстрировать общие знания, а также умение анализировать и делать умозаключения. Второе задание - это текст, прочитав который нужно правильно ответить на вопросы. Он выявляет способность к управлению и решению проблем.
Требования на соискание должностей в китайских селах ниже, и получить пост там более реально. Главное, разбираться в видах земледельческих работ и сельскохозяйственной экономике. Правда, зарплата сильно зависит от экономического уровня развития региона и уровня потребительских цен, а перспективы карьерного роста в сельской местности обычно ограничены. Кроме того, поселковые управленцы быстро выгорают от рутинной работы и нагрузки и стремятся уволиться или перейти на более привлекательную должность, хотя новые правила найма госслужащих в 2014 году установили обязательный срок службы - пять лет.
Помимо экзамена в 2012 году председатель КНР Си Цзиньпин установил для чиновничества восемь правил службы. Среди прочего от них требуется изучать обстановку на низовом уровне, проникать в суть реальной ситуации. Кроме того, чиновники должны сокращать излишние заседания, делать обсуждения более насущными. Наконец, правила призывают упрощать документальную отчетность и переходить на более насущный/деловой стиль работы.