Выбор откроют проекты
В академии, как известно, готовят госслужащих, менеджеров, экономистов и юристов. В новый проект пока вовлечены первые три направления. Поступив на одно из них и выбрав бакалавриат нетипичного формата, ребята смогут с третьего курса обучаться по выбору одной из пяти специальностей. Таких, к примеру, как медиакоммуникации в органах власти и бизнесе, развитие экосистем территории, инвестиционное проектирование, умные города. Но первые два года они будут учиться в общем потоке, чтобы определить уровень подготовки каждого, освежить базовые знания и добрать недостающие.
В вузе отмечают: сама идея распределения по профилям не с первого, а с третьего курса не нова, однако в УИУ ее облекли в более современную оболочку - сориентироваться профессионально студентам предлагается с помощью проектной деятельности.
- На совместных занятиях ребята будут создавать проекты под запросы конкретных заказчиков - муниципалитетов, предприятий. К концу второго курса они должны довести эту работу до стадии реализации. Результат будет учитываться в рамках переводного экзамена на узкую специальность, - раскрывает особенности новой программы и.о. замдиректора УИУ РАНХиГС Мария Ворошилова. - Также вуз предлагает студентам на выбор курсы допобразования, прохождение которых тоже укажут в дипломе.
Такой подход позволит студентам больше времени уделить практике, прокачивая знания в проектных командах, и протестировать разные направления. А еще есть возможность сменить образовательную траекторию, пройдя половину обучения и не переходя на другой факультет.
- Когда человек сначала учится основам, а затем выбирает узкую специализацию, он лучше заточен под материал учебной программы, более заинтересован. Я считаю такую систему правильной - тогда не придется переучивать выпускников, - уверен отец абитуриентки Михаил Просвирнин из Сысерти.
На программу смогут поступить125 человек, из них 45 - на бюджетной основе. Среди филиалов РАНХиГС это третий многопрофильный бакалавриат. В Уральском институте управления планируют перевести на такую модель большую часть направлений подготовки к 2024 году.
Увидеть возможности
Одна из главных задач нового формата - обучить молодежь навыкам проектного управления, которые, к слову, включены в федеральный государственный образовательный стандарт. По словам экспертов, это стратегически важный инструмент для государства и бизнеса, позволяющий найти комплексный подход к решению проблем территорий, наладить отношения между социальными институтами. Тем более что и финансирование госпрограмм зачастую происходит на проектной основе.
Пару лет назад сотрудники УИУ начали обучать проектной деятельности учителей и учеников школ Свердловской области, охватив к настоящему моменту более десятка муниципалитетов. Их проект "Комплексное развитие территорий" (КРТ) подразумевает формирование детско-взрослых команд для развития социальной сферы городов: помимо педагогов и школьников в них входят чиновники, общественники, предприниматели.
- Цель КРТ заключалась в том, чтобы дети увидели значимость малой родины и имели представление об устройстве муниципальной власти, поступая в вуз. На старте многие ребята говорят, что не хотят оставаться в своем городе, но после участия в проектах начинают задумываться об обратном, видя, что здесь можно самореализоваться, - поясняет идеолог проекта Андрей Сальцев, директор Центра довузовской подготовки и образовательного маркетинга УИУ РАНХиГС.
Объединяясь в команды, ученики 8-11 классов прорабатывают и защищают свои инициативы перед администрацией города, которая готова их материально поддержать. Авторы лучших идей принимают участие в проектных сменах, организуемых фондом "Золотое сечение" и вузом, - их участниками стали свыше сотни подростков.
- Мы разработали 3D-модель сквера в нашем селе Николо-Павловское (там не хватало прогулочных зон), подготовили смету. В администрации Горноуральского городского округа согласовали под этот проект территорию. Работая над ним, я больше полюбила свой район, осознала, что его можно изменить. Это помогло увидеть и новые возможности: вместо медколледжа я поступила на факультет государственного и муниципального управления в уральский филиал РАНХиГС, -рассказывает первокурсница Ева Павлова.
Созиданию стоит учиться
В рамках КРТ в муниципалитетах открывают управленческие классы - четыре уже заработали в школах Асбеста, Артемовского, Сухого Лога, в планах - увеличить их число до десяти. Идея получила поддержку и в рамках федерального проекта "Приоритет-2030" (программа "Академия будущего - для будущего России"). Эффект налицо: после завершения смен ребята приезжают в гости к друзьям из других городов, вместе создают проекты. В муниципалитетах и в УИУ надеются, что, получив образование, многие из них вернутся на малую родину.
Собственно, из этого движения и родилась концепция многопрофильного бакалавриата: выпускникам школы проектирования территорий не подходит традиционный формат лекций в вузе, им нужна практика. В идеале они могут продолжать здесь начатые еще в школе проекты, а по окончании обучения - защитить диплом в формате стартапа: бизнес-плана, социального пакета для города либо научного исследования под нужды заказчиков.
Кстати, в институте действует проектный офис, где кураторы (их называют спутниками) помогают ребятам с продвижением проектов. Стать ими могут не только преподаватели, но и опытные студенты, к примеру, старший спутник Мария Бродникова, студентка направления "экономическая безопасность", координирует оргпроцессы. Сейчас около 30 студентов проходят обучение, чтобы стать спутниками проектных команд.
Многопрофильный бакалавриат тоже предполагает активное участие в проектной деятельности наставников из числа преподавателей, стейкхолдеров и выпускников. Как показывает опыт, результаты такой работы во многом зависят от участия в ней органов местного самоуправления и бизнеса.
- КРТ реализуется не первый год, растет охват территорий, тем не менее ценность проекта, ставшего основой многопрофильного бакалавриата, видят далеко не все. А она вот в чем: запуская изменения снизу, мотивируя школьников к проектной работе, мы перестраиваем жизнь и экономику городов. Дети мыслят нестандартно, и этот ресурс важно использовать, особенно в эпоху дефицита кадров и ожесточенной конкуренции за "мозги", - резюмирует директор Уральского института управления - филиала РАНХиГС доктор экономических наук Руслан Долженко.