Зачастую проблемы связаны не с объемом финансирования, а с тем, что средства распределяются и расходуются недостаточно эффективно. Как помочь регионам повысить качество, доступность и своевременность оказания медицинской помощи для всех пациентов, услышавших неутешительный диагноз?
Этот вопрос стал темой заседаний Экспертного совета по вопросам регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Комитета ГД по охране здоровья. Его руководитель - депутат Госдумы РФ Александр Петров - отметил, что зачастую даже соседние регионы заметно отличаются друг от друга и по целевым показателям оказания онкологической и онкогематологической помощи, и по направлениям деятельности, и по системам оплаты. Это в том числе вопрос правильности распределения выделенных средств.
- Для повышения эффективности нам нужны не просто центры компетенций, которые оказывают методическую помощь. Нужно, чтобы они управляли регионами, которые за ними закреплены. Также необходим федеральный онкорегистр, без него очень сложно управлять процессами и считать деньги. Общая для регионов проблема - приоритет маржинальных схем, при которых нарушаются стандарты и клинические рекомендации. Также нам нужна новая система центров разведения лекарственных препаратов, потому что если их вовремя не реализовать, это приводит к неэффективному использованию флаконов дорогостоящих лекарств, - подчеркнул Александр Петров.
Промежуточными результатами реализации федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" поделилась директор департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Екатерина Каракулина.
По данным на начало 2022 года, в структуре онкологической службы РФ насчитывается 92 онкодиспансера, 270 многопрофильных медицинских организаций и 41 детская, 405 центров амбулаторной онкопомощи, 2257 первичных кабинетов, 8925 онкологов, 648 радиологов и 889 радиотерапевтов. За минувшие три года в стране выросла обеспеченность круглосуточными специализированными койками.
Если смотреть показатели реализации федерального проекта по регионам страны, то ситуация следующая. По доле выявленных на ранних стадиях злокачественных новообразований, по данным за февраль 2022 года, плановых показателей не достигли 36 регионов - в их числе Московская, Пензенская и Самарская области. По показателям одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями - 39 регионов, в том числе Пензенская, Самарская и Тульская области. Причины у всех разные. Но есть и общие для многих регионов проблемные места.
Екатерина Каракулина обратила внимание на тот факт, что по оснащению и переоснащению медицинским оборудованием региональных медицинских организаций некоторые субъекты даже не объявили аукционы в этом году. Среди них, к примеру, Омская, Курганская, Томская, Тверская, Костромская области, Чувашская Республика, Ненецкий автономный округ.
- Мы направим соответствующие письма в адрес глав регионов, чтобы обратили внимание на эту ситуацию. Даже если заключить контракт прямо сейчас, то все равно возникнут проблемы с логистикой, возможны сложности с оплатой из-за санкций. Медлить недопустимо: нужно быстрее контрактоваться и решать поставленные задачи по обеспечению нужным оборудованием, - подчеркнул Александр Петров.
Финансовыми показателями выполнения федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" поделилась заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Ольга Царева. Если в 2019 году объем субвенций составил 70 миллиардов рублей, то в 2020 году этот показатель составил 120 миллиардов рублей, а в 2021 и 2022 годах - 140 миллиардов рублей ежегодно.
Уровень использования выделенных средств с 2019 по 2021 год в разных регионах отличается. Так, в Московской области рост достиг 189,2 процента, в Нижегородской - 165,1, в Самарской - 151,4, в Тульской - 142,9, в Пензенской - 142,1 процента.
В структуре оказания медицинской помощи онкобольным преобладает противоопухолевая лекарственная терапия - это 76,7 процента, или 47,5 миллиарда рублей, затем следует хирургическое лечение - 12,2 процента, или 7,5 миллиарда рублей, лучевая терапия - 3,7 процента, или 2,3 миллиарда рублей, и противоопухолевая лекарственная терапия в сочетании с лучевой - 1,4 процента, или 0,9 миллиарда рублей.
Главный внештатный онколог Минздрава России Андрей Каприн перечислил точки риска, которые могут влиять на качество оказания онкологической помощи в регионах.
- За время пандемии была ограничена работа службы профилактики. Непонятная эпидобстановка и в связи с этим сокращение числа впервые выявленных онкобольных привели к снижению операционной активности в субъектах РФ. Из-за этого в том числе был прирост противоопухолевой лекарственной терапии в 2021 году. При этом спасибо Минздраву РФ за беспрецедентные меры - за период пандемии не было закрыто ни одно профильное онкологическое учреждение. Сохранили не только работоспособность клиник, но и медперсонал. Мы видим, что в некоторых клиниках, которые были закрыты, врачи ушли работать на COVID и не вернулись. Важно понимать, что остановка скрининговых программ ведет к увеличению числа онкологических пациентов в продвинутых стадиях через 2-3 года. И понадобятся повышенные затраты на комбинированное комплексное лечение, - пояснил он. - Нам необходимо вместе с субъектами актуализировать региональные программы по борьбе с онкологическими заболеваниями. Это документы стратегического планирования.
Заместитель директора по образовательной деятельности НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина Александр Петровский напомнил участникам совещания о вступившем в силе приказе Минздрава РФ о порядке оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях. Согласно этому документу большая роль отводится центрам амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), которые могут выполнять функции диагностического блока и дневного стационара для проведения противоопухолевого лекарственного лечения, заниматься маршрутизацией пациентов, вести отчетность и т. д.
- В нашей стране есть примеры хорошо организованных ЦАОПов, где проводится широкий спектр схем терапии. Хочу обратить внимание коллег из регионов, чтобы они внимательно оценили те центры, которые уже созданы и которые планируются, для того, чтобы все было не формально, не на бумаге, а действительно представляло собой большое подспорье онкологической службе и полноценно функционировало. Мы уже сейчас видим большой эффект от этих центров. Если еще несколько лет назад среднее число курсов химиотерапии, которые получал 1 пациент, было меньше 4, то сейчас их больше 5, - пояснил Александр Петровский.
Главный внештатный онколог минздрава Иркутской области Роман Зубков согласился с тем, что усиление работы по ЦАОП поможет решить такие ключевые проблемы, как одногодичная летальность и доля злокачественных новообразований, выявляемых на 1-2-й стадии. "В 2019 году у нас было открыто 5 ЦАОПов, в 2020 году - 6. В 2021 году в этих 11 ЦАОПах удалось провести 884 случая химиотерапии. В этом году в 1-м квартале провели в три раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. Большая трудность - приходится регулировать назначение химиотерапии практически в ручном режиме, с каждой больницей прорабатывать вопрос приобретения лекарственных препаратов", - сообщил он.
Своими соображениями по совершенствованию системы оказания онкопомощи в ходе мероприятия поделились и представители региональных структур. На проблему кадров обратил внимание главный внештатный онколог минздрава Московской области Андрей Костин. "Число штатных должностей врачей-гематологов в нашем регионе 63, занято только 47. В амбулаторном звене штатных должностей врачей-гематологов 28, занято 22 при нормативе 1 врач амбулаторного звена на 200 тысяч населения", - пояснил он. На проблему нехватки специалистов указал и Михаил Воздвиженский, заместитель главного врача ГБУЗ "Самарский областной клинический онкологический диспансер" по лечебной работе. "Низка укомплектованность врачами-онкологами, радиологами, радиотерапевтами, врачами клинических лабораторий, патологоанатомами, рентгенологами, эндоскопистами. А еще одна из проблем 2022 года - это рост цен на лекарственные препараты, расходные материалы", - подчеркнул он.
В свою очередь, главный внештатный онколог Нижегородской области Сергей Гамаюнов поделился предложениями, реализация которых могла бы улучшить процесс оказания онкологической помощи в регионах. В частности, это выделение "целевых" объемов диагностических услуг (КТ, МРТ и прочие) для онкологических пациентов, выделение отдельного тарифа на телемедицинские консультации и отдельные исследования в рамках диспансеризации (онкоцитология, ММГ и другие), оптимизация тарифа для финансового обеспечения схем лечения, расширение перечня лекарственных препаратов, назначаемых льготной категории граждан в амбулаторном режиме.
По итогам совещаний Александр Петров подчеркнул, что все замечания и предложения участников будут направлены в виде резолюции в Минздрав РФ.