Почти полное прекращение зарубежных рейсов и режим запрета полетов в 11 аэропортов южных и центральных регионов страны привели к снижению пассажиропотока. Основной удар пришелся по аэропортам московского авиаузла. В регионах ситуация спокойнее, некоторые аэропорты даже нацеливаются на развитие. Проще всего пережить кризисный период оказалось небольшим воздушным гаваням, обслуживающим ограниченное число внутренних рейсов.
Новый аэропорт Тобольска, который запустили в середине октября 2021 года, обслуживает пока всего три рейса - в Москву, Санкт-Петербург и Новосибирск от трех авиакомпаний. Сейчас возможность прямых перелетов сохраняется, а число сотрудников аэропорта соответствует штатному расписанию, рассказали представители аэропорта. Они нацелены на расширение маршрутной сети.
"Для развития полетной сетки "Ремезова" и укрепления туристической привлекательности Тобольска в будущем власти Тюменской области обсуждали субсидирование девяти направлений", - пояснили в организации.
Снижение пассажиропотока на 11% за март 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года отметили в аэропорту Казани. За месяц была обслужена 221 тысяча пассажиров. В руководстве транспортного узла корреспонденту "РГ" заявили, что проводится активная работа по расширению маршрутной сети, ведутся переговоры, в том числе, с зарубежными перевозчиками. К примеру, с 1 мая из столицы Татарстана 2 раза в неделю стартовали рейсы в Махачкалу, с 29 апреля впервые заработала чартерная туристическая программа из Санкт-Петербурга. Также в апреле были возобновлены рейсы в Минск с белорусской авиакомпанией Belavia.
Так что пока сокращение персонала аэропорт не планирует. Заработные платы, премии, ДМС и предусмотренные коллективным договором дополнительные выплаты идут в полном объеме, отметил представитель воздушной гавани. Действуют социальные программы. Но ситуация может стать хуже. В период с 1 по 25 апреля этого года поток пассажиров к аналогичному периоду 2021 году снизился уже на 25,7%. Так что некоторые антикризисные меры аэропорт начал предпринимать. В рамках национального проекта "Демография" планируется обучить около двух сотен работников предприятия.
Пока не планируют сокращать штат и в новосибирском аэропорту "Толмачево". Но как сообщили в пресс-службе, количество вылетов в марте 2022 года составило 2093, что на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В аэропорту Екатеринбурга "Кольцово" пассажиропоток в марте упал уже на 30%. Только из-за закрытия воздушного пространства над югом страны из Екатеринбурга не смогли улететь 29 тысяч человек, отметил руководитель пресс-службы "Кольцово" Андрей Клименских. Повлияло также закрытие полетов в Европу для отечественных авиакомпаний, но еще сказались сложности с авиапарком у перевозчиков.
"Основные затруднения зафиксированы на маршрутах в Москву и международных линиях. Серьезное падение показателей зафиксировано даже на рейсах в аэропорты столицы, которые традиционно пользовались спросом", - говорит представитель аэропорта.
Удержать воздушную гавань от еще большего падения показателей помогло развитие полетных программ из Екатеринбурга в страны ближнего зарубежья - Армению, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.
На фоне сложностей оказалась под вопросом глобальная реконструкция аэропорта, для которой уже готов проект. Предполагалось удвоить пропускную способность аэропорта и увеличить площади комплекса на 14 тысяч квадратных метров. Раскрывать планы относительно возможной оптимизации штата в аэропорту не стали.
Сложнее всего пришлось самым крупным аэропортам. Как рассказали в "Домодедово", в аэропорту уже разработан комплекс мер, направленных на оптимизацию затрат и сохранение рабочих мест в условиях финансового кризиса в авиаотрасли. Предполагается переход к неполной занятости и формирование сменных графиков, основанных на фактическом объеме перевозок.
Эти временные меры позволят обеспечить равномерную занятость и стабильный доход для всех сотрудников и гарантировать штатную работу аэропорта, отметил представитель воздушной гавани.
Оптимизируют графики работы персонала с учетом сокращения загруженности и в аэропорту "Шереметьево". Производственная загрузка аэропорта сократилась на 70%.
Пятую часть персонала в марте 2022 года перевели в режим простоя, рассказали в пресс-службе аэропорта. Работникам выплачивается две трети от оклада, рассчитанного за период простоя, за ними сохраняются рабочие места, условия по ДМС. Также обеспечивается возможность получения материальной помощи, возмещения платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
Но такое положение не может длиться долго. Работникам начали подыскивать новые места работы. Организовано кадровое консультирование, выстроено взаимодействие с работодателями Москвы и Московской области, 4 апреля и 26 апреля прошли ярмарки вакансий. Предложение о выходе на работу получили 250 соискателей. В перспективе они могут вернуться в аэропорт, считают представители "Шереметьево".
Такой подход вполне соответствует сложившейся ситуации, считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "Шереметьево" оказался заложником бизнес-модели базового перевозчика аэропорта - авиакомпании "Аэрофлот". Она была во многом завязана на построение воздушного моста между Азией и Европой. Даже в пандемию "Аэрофлот" оставался ключевым перевозчиком в России на международных линиях. Но введение санкций нанесло еще один чувствительный удар. Помимо ухода "Аэрофлота", ушли и все европейские авиакомпании.
"Шереметьево" принимает все меры для минимизации последствий сокращения бизнеса, например, пытается привлечь азиатских перевозчиков, компании из стран персидского залива, чтобы компенсировать потери.
Но спад объемов перевозок неизбежен. Он будет связан в том числе с сокращением парка самолетов.
"Аэропорты хоть и попали в менее глубокую яму, чем в период пандемии, есть риск, что выбираться из нее придется дольше", - говорит Пантелеев.
А в такой ситуации увольнения персонала произойдут, поскольку расходы на фонд оплаты труда - одна из ключевых статей.
Для многих аэропортов в преддверии лета сокращать персонал нет смысла, его можно отправить в простой, чтобы пройти летний пиковый период без существенных сокращений. Но для столичных аэропортов удерживать персонал под весну и лето может оказаться нецелесообразным. Оптимизировать персонал нужно уже сейчас, говорит эксперт.
"Сейчас используют несколько вариантов для сохранения кадрового потенциала. Это крайне важно, поскольку быстро подготовить и обучить новых работников, обслуживающих аэропорты и летный состава очень сложно, затратно и долго. Есть норма, прописанная в Трудовом кодексе - простой, когда сотрудникам выплачивают 2/3 тарифной ставки, если простой возник не по вине работодателя.Это, конечно, ниже средней заработной платы, но все равно это шанс сохранить кадровый состав. Еще один вариант- временная занятость, когда желающие могут временно трудоустроиться. Такую услугу предоставляют через службы занятости, и при желании могут обучить новой профессии", - говорит доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Управление человеческими ресурсами" Людмила Иванова-Швец.
Она отмечает, что есть и те, кто готов уйти из профессии. И в этом случае через службу занятости могут подыскать работу или направить на переобучение.
"Необходим мониторинг всей экосистемы воздушных перевозок, определение "зон потерь эффективности", сегментация сотрудников и обслуживающего персонала и определение профессионально - квалификационного "ядра" коллектива (который необходимо сохранить), - подчеркивает доцент РЭУ им.Г.В.Плеханова Фарида Мирзабалаева.- Важно сейчас определиться с логистическими цепочками и перспективами развития отрасли, на основе которой должна быть сформирована новая кадровая стратегия".
Эксперт поясняет, что, например, в структуре персонала группы "Аэрофлот" значительную долю занимает летный состав - 31,9%. Кабинные экипажи составляют 39,5%, доля нелетного персонала составляет 16,9%. Наименьшую долю составляет персонал неавиационных компаний - 11,7%. "Огромная потребность сейчас будет в техниках и ремонтниках воздушного транспорта. Эта ниша пока относительно свободна и нуждается в заполнении", - уточняет Мирзабалаева.
Эксперт добавляет, что работники авиационной отрасли - по сути штучные специалисты. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они сейчас разбрелись по другим сферам. К ним необходимо относиться бережно и распространить особые пакеты поддержки. "Может, имеет смысл подумать об организации для части сотрудников временной занятости в дружественных странах. Организованно - с обеспечением жильем", - рассуждает эксперт.
В крайнем случае стюардессы могут хотя бы временно пойти работать администраторами ресторанов и гостиниц, крупных магазинов. Ведь они прекрасно владеют навыками работы с клиентами и индивидуальным психологическим подходом к каждому человеку, рассуждает доцент Департамент логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве РФ Александр Арский.
Механики могут заняться обслуживанием отраслевых инженерных систем, наладкой и ремонтом оборудования, ремонтом подвижного состава РЖД, метрополитена, но самое перспективное - это сектор военно-промышленного комплекса. "Сложнее обстоит дело с пилотами. При высоком уровне заработной платы пилотов им сложно найти альтернативную занятость. Один из возможных вариантов - машинист метро. Важно не потерять квалификацию во время вынужденных простоев", - добавляет Арский. А директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец при всем прочем призывает запастись терпением. "В целом у авиационного транспорта в России непростые перспективы. Собственное производство самолетов удастся довести до требуемых уровней не ранее чем через 4-5 лет, и на протяжении этого срока авиаотрасль будет испытывать тенденцию к сокращению персонала", - считает экономист.