Арктические страны приостановили участие в мероприятиях Арктического совета, где Россия председательствует в 2021-2023 годах. Это серьезный удар по развитию русской Арктики?
Александр Бондар: Ключевым проектом Арктической зоны является Северный морской путь. Президент России Владимир Путин поручил утвердить сводный план развития магистрали до 2035 года для обеспечения безопасной перевозки грузов.
Жаль, что северные страны пока решили приостановить сотрудничество в обеспечении безопасности в этом сложном регионе, но это их выбор. А на наших планах развития их решение никак не скажется.
То есть планы МЧС не будут корректироваться?
Александр Бондар: Нет. Для МЧС России приоритет - это наращивание сети арктических комплексных аварийно-спасательных центров в восточном секторе Северного морского пути. Сегодня действуют 6 таких центров в Архангельске, Мурманске, Воркуте, Нарьян-Маре, Дудинке и Якутске.
К 2025 году будет создано еще 4 центра в Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке. Каждое такое подразделение способно решать широкий спектр задач без привязки к месту постоянной дислокации. Говоря простыми словами, люди могут выезжать и вылетать в разные уголки большого и протяженного побережья, а не сидеть на месте.
Созданная система центров станет основой для размещения арктической авиационно-спасательной группировки, которая будет создана к 2026 году. Укомплектование авиационной техникой и создание аэродромной инфраструктуры обеспечит полное прикрытие Северного морского пути и прилегающих к нему территорий. Мы планируем создать авиационные звенья в Архангельске и Мурманске, а также в Сабетте, Диксоне, Тикси, Певеке и Анадыре.
До 2026 года на вооружение МЧС поступят девять вертолетов Ми-38 и четыре вертолета Ми-8 в арктическом исполнении. Кроме того, МЧС совместно с Росатомом прорабатывает возможность использования вертолетных площадок действующих и перспективных атомных ледоколов для посадки и дозаправки вертолетов, а также для размещения на них спасательного оборудования.
Важный вопрос арктической повестки - подготовка квалифицированных кадров для работы на Крайнем Севере. Для этого Санкт-Петербургским университетом государственной противопожарной службы и Арктическим спасательным учебно-научным центром "Вытегра" разработаны и реализуются специальные программы подготовки в условиях Арктики.
Так на что именно повлияет демарш ваших иностранных партнеров?
Александр Бондар: На взаимодействие спасательных служб разных стран. Международное сотрудничество в Арктике имеет важное значение для обеспечения комплексной безопасности этого уязвимого региона.
Традиционно взаимодействие между профильными службами стран на данном направлении обеспечивалось благодаря непрерывной работе Арктического совета. У МЧС России сложились прочные партнерские отношения со странами - участниками Арктического совета, особенно в рамках Рабочей группы по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации. Проведение ежегодных международных конференций и учений значительно сблизили позиции России и стран Арктического совета по вопросам поиска и спасания в регионе.
При этом в части международного сотрудничества мы продолжим оставаться открытыми для наших зарубежных коллег и сосредоточим дополнительное внимание на взаимодействии с конструктивно настроенными внерегиональными государствами.
Какие мероприятия в рамках председательства России в Арктическом совете запланированы у МЧС в ближайшее время?
Александр Бондар: В план основных мероприятий председательства вошли 10 мероприятий, семь из которых выделены отдельным блоком "Предотвращение чрезвычайных ситуаций в Арктике". В этом году мы планируем провести несколько конференций, а также молодежный форум "Инновации и технологии в Арктике".
Помимо этого, территориальные органы ведомства организуют несколько учений. В 2023 году состоятся межведомственные опытно-исследовательские учения "Безопасная Арктика - 2023". Их цель - улучшение взаимодействия различных ведомств при реагировании на ЧС.