03.05.2022 19:04
Культура

Михаил Швыдкой: Образцов знал, что в кукольном театре больше свободы, чем во взрослом

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №95 (8743)
Екатерина Образцова, внучка создателя Центрального театра кукол Сергея Владимировича Образцова, вместе с литератором Борисом Голдовским, автором книги о великом кукольнике, актером Евгением Цыгановым и труппой ЦТК, решили сделать то, на что не отважился бы, пожалуй, их гениальный предшественник.
/ Кирилл Каллиников/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Обращаясь к читателям своей книги "Моя профессия", Сергей Образцов не без горечи заметил: "Между мной и читателем висит занавес времени. В этом занавесе трудно найти щелку. Еще труднее что-нибудь в нее разглядеть". Создатели спектакля "Я - Сергей Образцов" дерзко распахнули этот занавес для современных зрителей. И сделали все возможное, чтобы их путешествие во времени стало художественным жестом высокого мастерства и человеческого благородства. Лишь однажды перед самым финалом они закроют занавес на подмостках, чтобы дать возможность Е. Цыганову, надев седой парик, добавить своему герою четыре десятилетия прожитой жизни. И право вспомнить о выступлениях Сергея Образцова перед публикой без его любимой "перчаточной" куклы Би-ба-бо, подаренной восьмилетнему мальчику мамой в 1909 году. В конце жизни от него ждали ответа на самые главные вопросы быстро меняющегося бытия. Особенно после выхода его книги "По ступенькам памяти". "Я прожил большую жизнь вместе со страной, в которой родился. Все вокруг меня менялось, менялся и я. Моя психология и мои взгляды. Это диалектика жизни". От него ждали разгадки тревожащей тайны изменений...

Е. Цыганов уловил необычайную многосложность своего героя, его гениальную художественную наивность и человеческую проницательность, позволившую ему не только выжить в жестких предлагаемых обстоятельствах, но и добиться высочайшего признания своего искусства. Беспартийный, он был первым среди актеров удостоен звания Героя Социалистического труда. 0н 22 раза выступал перед И. Сталиным в Георгиевском зале Кремля. За антифашистские сатирические спектакли в 1942 и 1943 годах был удостоен Сталинских премий. Он знал все правила, по которым должен был играть обласканный руководитель театра в СССР. И не стеснялся признать, что стыдится своей прежней веры в виновность репрессированных людей. И с горечью приходил к мысли, что "коллективное бессознательное" в человеке примиряет эту ложную веру с совестью. Но он всегда отличал белое от черного. Добро от зла. Сцена концерта в Георгиевском зале, во время которого он узнает об аресте Вс. Э. Мейерхольда, - одна из самых сильных в спектакле. Образцов знал бесценность потери каждого человека: "Упал дом. Жертв мало: один человек. Ну а если этот человек ваш ребенок? Или ваша жена? Или ваш отец? Может быть, это все, что есть в вашей жизни?"

Е. Цыганов, который и внешне похож на молодого Образцова, поразительно передает характер его речи. Прежде чем произнести фразу, он беззвучно шевелит губами, готовясь к тому, чтобы звуки сложились в слова. Происходит внутренний процесс оценки не только происходящего во вне, но и в нем самом. Поэтому он вдруг рвет слово на слоги - в эти мгновенья он, как бы заново, воспринимает ситуацию. Ищет новые смыслы.

И при этом он наивен как настоящий художник, который радуется самой возможности бескорыстной игры. Как человек, всю жизнь игравший в куклы, даже тогда, когда сверстники начинают заниматься более серьезными делами. Не случайно такое важное место в спектакле занимает стая голубей, вольным полетом взрывающая ткань спектакля. Сергей Владимирович был заядлым голубятником, в этой страсти жила тяга к свободному творчеству, без которой нет настоящего искусства. Пойди разберись в душе народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской, Сталинских и прочих премий!

Цыганов уловил многосложность своего героя, его гениальную художественную наивность и человеческую проницательность

Авторы спектакля не просто рассказывают о герое "на фоне эпохи", они пытаются раскрыть, как "фон" проникает во внутренний мир художника, подталкивает его к неожиданным творческим откровениям. Для С. Образцова и художника Б. Тузлукова переход к тростевым куклам был связан с поиском широкого романтического жеста, невозможного в работе с "перчаточными" куклами. Спектакль "Волшебная лампа Алладина" по пьесе Нины Гернет, который С. Образцов назвал "второй "Чайкой" своего тетра, в 1940-м привел в театр и детей, и взрослых. Магнетический романтизм эпохи выразился в сказочном материале, завораживавшем красотой и предчувствием неведомого.

Евгений Писарев о том, как театр становится семьей, а спектакли - хитами

Но большие линии истории в творчестве кукольных дел мастера выражаются и в мельчайших деталях, для него важно, что мизинец его первой жены Софьи Семеновны повторяется в мизинчике его внучки. Связь времен обретает вещное, материальное обличье.

Он знал, что в кукольном театре куда больше свободы, чем во взрослом драматическом театре. Чего с нее, куклы, взять в конце концов! Именно поэтому он в 1946 году начал работу над спектаклем "Необыкновенный концерт", пародирующим штампы советской эстрады тех лет. В мрачную пору борьбы с космополитизмом С.В. Образцов "пробил" свой спектакль, устоявший от обвинений в "очернительстве" и "отсутствии положительного героя". Он знал, что самая темная ночь - перед рассветом.

Образцов знал, что в кукольном театре куда больше свободы, чем во взрослом драматическом театре. Чего с нее, куклы, взять в конце концов!

В первой редакции "Необыкновенного концерта" С.В. Образцов взял на себя роль положительного героя. Как и в спектакле Е. Образцовой, от него нельзя было оторвать глаз. И сегодня мы смотрим на его образ, созданный Е. Цыгановым, слушаем, как они поют "Наглядитесь, наглядитесь на меня, очи черныя..." один живьем, другой в записи, и не можем наглядеться...

Драматический театр