Действительно, электросамокатчики довольно часто становятся виновниками ДТП. При этом, даже если авария произошла по их вине, практически не несут никакой ответственности. По действующим правилам дорожного движения они - пешеходы. Так что автовладельцы не могут получить возмещение ущерба, да еще и выплачивают компенсации за причиненные травмы владельцам такой техники.
Однако идея страховать ответственность электросамокатчиков содержит немало подводных камней. Как сообщили в РСА, сейчас электросамокаты не подлежат регистрации в ГИБДД, а управлять этим транспортом может любой человек, ему не требуются права.
Страхование ответственности владельцев электросамокатов может являться эффективной защитой прав пешеходов только в случае, если застрахована ответственность всех владельцев электросамокатов. Однако при отсутствии их обязательной регистрации не ясно, как обеспечить контроль за выполнением обязанности по страхованию.
Если у автомобиля есть госномер, что позволяет в случае ДТП установить собственника автомобиля, при управлении которым был причинен ущерб, то для электросамокатов этого нет. И определить собственника, страховщик которого должен будет произвести выплату, может быть затруднительно.
Для того, чтобы ввести страхование ОСАГО для владельцев электросамокатов, потребуются существенные изменения нормативной базы. И не только в части страхования, но и в части регистрации транспортных средств и безопасности дорожного движения. Кроме того, сейчас пункт 3 статьи 4 закона об ОСАГО оговаривает, что не должна быть застрахована по ОСАГО ответственность владельцев транспортных средств, не подлежащих госрегистрации. Его тоже потребуется каким-то образом пересмотреть. Законодатели также предлагают страховать ответственность только частных владельцев электросамокатов. То есть прокатные конторы будут от этого свободны. Да, сейчас они самостоятельно страхуют свою ответственность, а также ответственность пользователей. Однако такое разграничение вообще противоречит самому принципу обязательного страхования. Либо всех - либо никого.
Стоит напомнить, что в правилах дорожного движения те, кто передвигается на электросамокатах, считаются пешеходами. Где бы и с какой скоростью они ни ехали. Внести поправки в правила, которые уже более года назад предложил Минтранс, нет возможности. Можно только полностью утвердить новый документ. А это - долгая история.