Корреспонденты "РГ" познакомились с ним на позициях около поселка Пески.
- Удивляться наличию в подразделении людей с мирными профессиями не стоит. Даже знаменитый снайпер Василий Зайцев, уничтоживший в Сталинграде 225 фашистов, до начала Великой Отечественной работал бухгалтером, - рассказывает "Белорус". - Кстати, выработанные им приемы и наставления актуальны даже сегодня, тем более, что мои бойцы, как и он, вооружены в основном винтовками Мосина. Знаменитые трехлинейки по прежнему могут эффективно поражать живую силу противника на расстоянии до 800 метров. В подразделении уже есть снайперы, которые имеют на своем счету по три подтвержденных пораженных целей. Думаем, что скоро счет возрастет.
Как под Донецком работает "Школа снайперов"Наиболее востребованным приемом от Василия Зайцева стал учет солнечного фактора, чтобы лучи не могли отразиться в оптике и отблеском выдать стрелка. Однако развитие оружейного дела внесло свои корректировки в работу снайперов на Донбассе.
Украинские стрелки вооружены дальнобойными винтовками Barret M82 калибром 12,7 мм. Ответным шагом стали высокоточные винтовки российского производства - Orsis T-5000. После появления на украинской стороне тепловизоров снайперам ДНР требуется часто менять позиции. В снайперские дуэли нацисты из "Азова" (запрещен в РФ), как правило не вступают, и стараются накрыть обнаруженную цель минометами или артиллерией.
- Хотя однажды был случай. Во время боев за мариупольский завод имени Ильича на крыше высотки решил оборудовать наблюдательный пост. До украинских позиций было где-то четыре тысячи метров, а труба имела 75-кратное увеличение и позволяла "смотреть" на пять тысяч метров. Когда ее установил, то неожиданно рядом - в сантиметрах 40 от моей головы ударила пуля и выбила огромный кусок бетона. Это украинский снайпер увидел блик и сразу выстрелил, несмотря на большую дистанцию. Бьют специальными бронебойными пулями, которые пробивают навылет бронежилеты, - говорит "Белорус".
Отметим, что в боях за завод имени Ильича снайпер из Донецка уничтожил нескольких высокопоставленных офицеров морской пехоты ВСУ и представлен к правительственной награде.
- Враг у нас коварный и беспощадный. Они прибегают к "ловле на живца", только в качестве приманки используют не манекены или муляжи военных, а собственных... солдат. Зная, что на первой линии (передовой - прим. "РГ") работает снайпер, подставляют под выстрел мобилизованных пареньков или стариков, отправив их по каким-либо делам. Вот вижу в прицел идет такой "расхристанный воин", без автомата и каски, собирает хворост для костра, а матерый нацист в это время лежит с винтовкой в укрытии и ждет, когда обозначусь и подставлюсь под выстрел. Но я не стреляю - жду совсем иную цель, - рассказывает руководитель снайперской школы.
Главным педагогическим приемом "Белоруса" является личный пример, так как кроме преподавания теории - он вместе со своими бойцами отправляется на практику - на позиции.
- У меня два правила. Первое - слушайся "Белоруса", делай как я и иди за мной вслед в след, - говорит Андрей.
- А второе правило? - спрашиваю у него.
- Если "Белорус" не прав, смотри первое правило. Мне 43 года, а снайпер я с 18 лет. Поэтому на позициях объяснять некогда - главное быстрота отработанных действий, - объясняет стрелок.
Задаю ключевой вопрос: "А не страшно?".
- Не боятся только душевнобольные. Иногда страх помогает и обостряет инстинкты. Главное не дать ему захватить тебя и перерасти в панику, когда человек уже не контролирует себя, - ответил "Белорус".