Причины снижения цен на бензин и дизель - в сокращении экспорта нефтепродуктов из России. Предложение на внутреннем рынке серьезно обогнало спрос. Нефтяные компании поставляли на европейский рынок половину всего произведенного в России дизеля, также за границу уходило до 10% всех объемов выпуска бензина. А сейчас экспорт на Запад затруднен. И здесь весьма показательна динамика цен на топливо в опте.
С конца февраля средние оптовые цены отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на бензин марки АИ-92 и АИ-95 опустились на 25% и 22%, соответственно. Это стало следствием образовавшегося на внутреннем рынке профицита - запасы автобензина на НПЗ и нефтебазах за последний месяц увеличились почти на 8%, превысив 2 млн тонн, отмечает Арье.
Цены на дизельное топливо в опте также снизились, хотя и не так значительно - на 5%. Но его предложение на внутреннем рынке выросло значительно сильнее, чем на бензин, поскольку на экспорт отправлялись большие объемы. Отсюда и сильное снижение цен в рознице.
Увеличение предложения топлива сейчас не сопровождается адекватным ростом внутреннего спроса, поясняет эксперт. Владельцы автомобилей сокращают их эксплуатацию по сравнению с тем, что могло считаться нормой в докризисные времена, в связи с падением реальных доходов или растущими рисками такого снижения в будущем.
По мнению Арье, на внутренний спрос также негативно влияют эмиграция, потеря работы, вынужденные "отпуска" или переход на удаленную работу. Кроме того, уровень эксплуатации личного транспорта снижается из-за опасений его владельцев, что при проведении технического обслуживания или ремонта автомобилей, они столкнутся с трудностями, обусловленными решением многих автомобильных брендов приостановить свою деятельность в России.
В результате предпосылок для роста розничных цен на автобензин сейчас нет, считает эксперт. Но направление и темпы изменений цен на АЗС в ближайшие два-три месяца будут в значительной степени зависеть от баланса спроса и предложения продукта на российском рынке. Например, если спрос начнет расти за счет увеличения внутреннего туризма, то при сохранении текущего уровня производства, цены в рознице могут вернуться к росту, который, однако, вряд ли уже догонит текущий уровень инфляции, отмечает эксперт.