Напомним, в конце апреля Еврокомиссия (ЕК) полностью отменила пошлины и квоты на украинский экспорт сроком на год, и то же самое синхронно сделала Британия. Зеленский приветствовал эти решения, заявив, что они помогут восстановить экономическую активность и национальное производство. Но по апрельским прогнозам Всемирного банка украинскую экономику ожидает спад минимум на 45 процентов, и идущий на ее территории процесс денацификации и демилитаризации здесь вторичен. Длившийся годами разрыв кооперационных цепочек с Россией, дороговизна и дефицит топлива, прогнозировавшиеся еще до начала специальной операции, отсутствие удобрений для фермеров и, наконец, беззаконие, коррупция и неудовлетворительное государственное администрирование не позволят Украине в нынешнем году рассчитывать на "эффект низкой базы". Что касается собственно сельхозпродукции, о глобальной нехватке которой сегодня говорят с трибуны ООН, то снижение урожая на Украине и провал посевной были запланированы - еще минувшей осенью многие фермеры заявляли о невозможности посеять и собрать урожай при действовавших на тот момент закупочных ценах и расходах.
В итоге отмена квот вылилась практически в бесконтрольный вывоз за рубеж пшеницы, кукурузы, подсолнечника, а также рудного концентрата, всего, что представляет интерес для Еврокомиссии, очевидно, уже списавшей украинскую экономику вместе со страной, - всего лишь годичное снятие квот и пошлин лишнее тому подтверждение.
Речь идет о вывозе примерно 25 миллионов тонн зерновых - такая цифра обсуждалась во время посещения премьером Украины Денисом Шмыгалем и председателем Евросовета Мишелем Одессы. Это составляет примерно половину прошлогоднего урожая, которую Украина оставила для внутреннего потребления, и пополнения стратегического запаса зерна, который, как выяснилось еще в 2020 году, буквально "съели мыши". Не зря в минувшем декабре местные эксперты горевали из-за того, что Украина покупает муку в Турции, не имея собственной.
Но менее всего Зеленского и компанию сегодня волнует возможный голод, он ему даже выгоден, поскольку позволит, с одной стороны, обвинить в этом Россию, а с другой - продолжать требовать военную и прочую помощь от ЕС, США и ООН. Собственно, в Киеве уже не скрывают, что условием выскребания последних сусеков должны быть поставки оружия. От Европы же Зеленский сегодня требует обеспечения транспорта - вагонов и безопасных путей. Активную роль в вывозе зерна и прочего уже обещала сыграть немецкая Deutsche Bahn, а также Польша, Словакия и Румыния. Уже сообщается о сотнях фур с зерном, направляющихся через украинско-молдавскую границу в порт Джурджулешты, а дальше по Дунаю в Румынию. Тысячами исчисляется количество грузовиков и вагонов, стоящих на польской границе. Обратно теми же грузовиками и вагонами на Украину идут оружие и боеприпасы, о чем немногим ранее сообщал начальник Национального центра управления обороной РФ генерал-полковник Михаил Мизинцев.