Билетные сервисы сообщили, что продажи билетов на концерты в марте упали на 42% к аналогичному периоду 2021 года. Но эта информация уже немного от лукавого: в пандемию концерты и гастроли переносились, в том числе как раз на март и апрель нынешнего года. И оставались действительны на эти даты. Потому покупать их сейчас уже не было нужды. У зрителей за три года переносов концертов и фестивалей скопилось по-прежнему действующих билетов на сумму в несколько десятков, а то и сотен миллионов рублей. Только у поклонников летних open-air: "Нашествия", "Дикой мяты", "Чернозема" и некоторых других они сохранились еще с 2020 года.
Благодаря этим авансам организаторы концертов, промоутеры и не разорились в пору пандемии. И потому появилась действительно серьезная проблема и для них самих, и для артистов - гонорары за те концерты они уже получили. Теперь их отрабатывают: "Пикник", The Hatters, "ДДТ", "Аффинаж", "Би-2", "Алиса" и многие другие отправились играть задолженные выступления. Ну а где брать деньги уже для нынешнего дня? Может, и оттого российских концертов и гастролей теперь становится даже больше. Рекордсменами стали рок-музыканты "Аффинажа" - их тур (вместе с "долгами") получается пока самым долгим - 28 городов.
А совсем скоро на гастроли отправятся Гарик Сукачев, "Ночные снайперы" (в этот раз сыграют и в Швейцарии), Баста, Полина Гагарина, Алена Швец, Вячеслав Бутусов, "Сплин", который будет выступать дольше всех - до середины октября (с заездами в Нидерланды, Эстонию и Израиль). Так что число концертов по стране впервые с 2019 года значительно увеличится.
И если компании, занимающиеся статистикой, считают, что зарубежных концертов ныне 1% от общего числа, то это и оттого, что наши сами стали ездить чаще. А на кого стоит обратить внимание из "импортных"? 21 июня в столичном "Главклубе" выступит канадская пост-панк группа Billy Talent - мастера заводных хитовых мелодий, а уже на осень в афише значатся кумиры рокабилли немецкое трио Baseballs, чуть позже - британский рокер нон-конформист Пит Доэрти. В октябре на ВТБ Арене "Динамо" ждут Энрике Иглесиаса, а 5 июня в "Крокус Сити Холле" - австралийскую певицу Перукуа.
Кстати, дефицит гастролей начался три года назад: из-за пандемии, закрытия границ, карантина в Европе и отмены летних open-air. Кто успел выступить в 2021-м и начале 2022 года? Тилль Линдеманн, спевший на фестивале "Красная площадь", заезжавшие на корпоратив в Москву Franz Ferdinand, гастролировавший американский джазовый трубач Рэнди Брекер, вокалисты Крис Норман, Джо Линн Тернер. А 14 и 15 февраля на Дальнем Востоке выступили Pain. Но пандемия обострялась и гастроли прекращались.
Между тем уже объявлено, что состоятся и "Дикая Мята" в Тульской области, и Stereoleto в Петербурге, и "САМ.ФЕСТ" в Самаре, и "Чернозем" в Воронеже, и "Летчикфест" в Ярославской области. Не будет "Нашествия", снова перенесенного на следующий год. И фестиваля Fox Rock в Липецке. Отменен "Пикник "Афиши" в московской усадьбе "Коломенское", уже, кажется, бесповоротно. Но счет пока 5:3 в пользу хорошей музыки и зрителей.
Что дальше?
Андрей Клюкин, создатель и продюсер фестиваля "Дикая Мята":
- Что делать в пору отсутствия западных артистов на российском рынке? На возможности отечественных музыкантов это, конечно, никак не повлияет. Потому что это же не вопрос освобождения концертных площадок и конкуренции за деньги зрителей! Нет - это вопрос таланта, трудолюбия, энергии и самоорганизации. Ведь при всем, казалось бы, огромном выборе музыкантов в России, как только появляется кто-то талантливый, то им и так тут же начинают заниматься, заряжать ему и концерты и гастроли.
Вы же сами видите, что молодые группы, которые существуют даже немногим больше года, забивают себе уже туры по 60-70 городам. Все дело в том, что ярких и мощных артистов в стране не хватает. И рынок не заполнен даже на 30 процентов! Так что тема мнимой конкуренции отечественных и зарубежных исполнителей в СМИ трактуется неправильно. Вот, к примеру, "Ленд Ровер" ушел из России, но от этого "Жигули" ведь лучше не стали?! Чтобы они превратились в реально крутую машину, нужны инженеры, механики, дизайнеры и классная организация труда. То же и с музыкой - отсутствие конкурентов не сделает артиста талантливее!
А вот на промоутерские компании, которые были ориентированы на привозы западных артистов, нынешняя ситуация может повлиять серьезно. Для них это и испытание, и огромная трагедия, потому что до февраля 2022 года умение договариваться с иностранными музыкантами и кредит доверия со стороны западных букинг-агентов были одним из мощнейших преимуществ. А некоторые из компаний на 90% специализировались именно на работе с западными артистами. И теперь им нужно переориентироваться и вступить в конкуренцию с теми, которые традиционно работает с российскими музыкантами.
Эдуард Ратников, глава концертного агентства T.C.I., одного из ведущих в России:
- Думаю, что уход зарубежного сегмента очень сильно повлияет на наш музыкальный рынок и нашу жизнь. Это огромный пласт культуры, взаимоотношений. Это большая и важная часть жизни, которая теперь отрезана. За 27 лет существования T.C.I. мы 23 года работали только с международным сегментом. Но последние четыре года начали сотрудничество с отечественным, потому что он начал расти.
Да, российские артисты и их гастроли сейчас доминируют на нашем рынке, и вся нынешняя ситуация не могла не отразиться на T.C.I., но у нас есть план. Готовим с правительством Москвы музыкальный фестиваль "Ласточка-Summeet", который хотим провести 4 июня в Лужниках. Это будет фестиваль музыки и спорта. А на трех сценах выступят 20 артистов. Будут и общение, позитивные эмоции, самые разные активности и развлечения, вкусная еда и, конечно, хорошее настроение в кругу семьи или друзей.
Ну а что касается международного сегмента, то напомню, что не одной только Европой и Америкой жива мировая музыкальная культура. Есть немало артистов и в Латинской Америке, на Дальнем Востоке (Корея и Китай), с которыми мы в ближайшее время постараемся обсудить планы на 2022-2023 годы.