Как известно, на имущество предприятий-банкротов, включая и земли сельхозназначения, суды обычно накладывают меры, запрещающие проводить с ними любые операции. "У нас есть примеры, когда банкротство продолжается 11 лет, и все это время практически невозможно использовать землю", - привел пример спикер. Естественно, потом приходится вкладывать немалые деньги и время, чтобы "бесхозная" земля вернулась в оборот.
Предложение нижегородских парламентариев предполагает нескольких позиций. Во-первых, ограничить срок конкурсного производства при банкротстве предприятий АПК одним годом, а если его нужно продлить для завершения определенных процедур, то сделать это можно только один раз и не более чем на шесть месяцев. Во-вторых, исключить из конкурсной массы права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Также предлагается поправка о расторжении договоров аренды земли с момента признания должника банкротом и открытии конкурсного производства.
- Значительное количество пахотных земель в стране сегодня, к сожалению, не используется должным образом. Например, в нашей области выведено из оборота 27 процентов - почти треть! - всего пахотного клина. По госпрограмме эффективного вовлечения в оборот земель и развития мелиоративного комплекса за семь лет мы вернули в оборот 152 тыс. га земель. Но за тот же период из оборота "вылетели" 112 тыс. га земель должников-банкротов, - приводит неутешительную статистику Евгений Люлин.
Хотя законодательство и позволяет конкурсным управляющим сдавать землю в субаренду с согласия кредиторов, на практике этого не происходит. Пока нет механизма передачи этих земель в средне- или краткосрочную аренду так, чтобы арендаторам было выгодно их обрабатывать. По словам Люлина, эта проблема обсуждалась в нижегородском заксобрании, но решение в любом случае должно приниматься на федеральном уровне.
Комиссия Совета законодателей РФ рекомендовала заксобранию Нижегородской области внести разработанные поправки на рассмотрение в Госдуму.