Специальный состав из 52 вагонов уже доставил в самый западный регион страны из Ленинградской области более четырех тысяч тонн цемента. Сегодня основные поставщики этого стройматериала для Калининграда находятся в "большой" России и Беларуси. После закрытия европейских границ поставки цемента в область замедлились. В отдельных торговых сетях цена на него подскочила втрое - до 1400 рублей за 50-килограммовый мешок. Из-за этого многие стройки встали. Возобновление бесперебойного снабжения по железной дороге изменило ситуацию к лучшему.
Строительные материалы теперь поставляют по новой маршрутной сети, разработанной специально для Калининградской области. По информации пресс-службы РЖД, во время движения поезда не проводились технологические операции по переформированию состава, что позволило сократить сроки поставок до двух суток.
После проведения разгрузочных работ на железной дороге в регионе поезд отправился на станцию Сланцы Ленинградской области. Как отметили в Калининградской дирекции управления движением, такой "кольцевой" маршрут разработали совместно со специалистами Октябрьской железной дороги для оперативного обеспечения стройматериалами региональных компаний. Планируется, что грузовой поезд между Калининградом и Ленобластью будет курсировать на регулярной основе по мере поступления заявок от грузоотправителей.
Проект уже заинтересовал производителей строительных материалов. Так, крупная российская компания, выпускающая цемент, удвоила поставки в Калининградскую область.
- Мы увеличили объемы со 150 до 300 тысяч тонн в год. Это связано с бурным инфраструктурным строительством в регионе, - пояснил генеральный директор компании-поставщика Вячеслав Шматов. - В текущих условиях нам очень важно обеспечить бесперебойную поставку большого объема цемента в Калининградскую область. Это позволит сохранить высокие темпы строительства социальных, туристических и жилых объектов.
По морскому грузовому пути Калининградской области начал курсировать новый сухогруз. Универсальный теплоход "Урса Майор", работающий на линии Усть-Луга - Балтийск, ранее назывался "Спарта III". Его использовали в длительных коммерческих рейсах в Азию и на Северном морском пути. В марте 2022 года судно вернулось из кругосветного плавания и прошло плановое обслуживание в Новороссийске. Паром миновал Гибралтар, Ла-Манш и Датские проливы, после чего прибыл в калининградский порт Балтийск.
Первым рейсом он уже доставил десять порожних сорокафутовых контейнеров и десять единиц накатной техники. Мощности судна позволяют перевозить грузы объемом до 800 двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ). Погрузку осуществляют два крана, способные поднимать до 350 тонн каждый. В среднем из Балтийска до Усть-Луги "Урса Майор" идет трое суток. Предполагается, что сухогруз будет заходить в Калининградскую область не реже одного раза в неделю.
По оценке экспертов, объем морских грузоперевозок между Ленинградской областью и западным эксклавом страны за четыре месяца 2022 года вырос на 30 процентов. Немаловажную роль в этом сыграли четыре судна, работающие на линии Усть-Луга - Балтийск, - это "Маршал Рокоссовский", "Амбал", "Балтийск" и новый "Урса Майор".
Однако с увеличением грузооборота возникли очереди на погрузку, что совершенно не радует предпринимателей Калининградской области. Проблему уже обозначили на федеральном уровне.
- Сегодня мы понимаем, что судов нужно намного больше. Об этом активно сигнализирует бизнес, - пояснил во время своего визита в регион Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. - В России достаточно судов, которые можно использовать на маршруте Балтийск - Усть-Луга, но их владельцы нуждаются в дополнительных мерах господдержки. Субсидия, по нашим оценкам, должна составлять до тысячи рублей на тонну.
Новые логистические маршруты затронули не только внутренние рейсы. Калининградская область продолжает активно участвовать в международном грузообороте, несмотря на очередные пакеты санкций Евросоюза. Так, первый контейнерный поезд с торфом выехал в конце апреля со станции Черняховск в китайскую провинцию Фуцзянь. Всего в Поднебесную по новому логистическому проекту доставят грузы в объеме более 100 ДФЭ. По информации оператора, состав прибудет на станцию Чэнсян в середине мая. Назад поезд вернется с товарами китайского производства.
Доля Балтийского бассейна в грузообороте всех морских портов России сегодня составляет 29,4 процента.
Если говорить о структуре, то большая половина приходится на нефтеналивные грузы, следом за ними - уголь и кокс. При этом общий оборот насыпных грузов по стране вырос на 46,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Перевалка зерна, металлолома и химического налива, напротив, снизилась - до 45 процентов в отдельных случаях.
20 миллионов тонн грузов в год составляет объем товарооборота с Калининградской областью.