12.05.2022 10:00
Экономика

Снижение административных барьеров в строительстве сэкономит стране примерно 2 трлн рублей ежегодно

Текст:  Валерий Львов
В России идет масштабная трансформация в регулировании стройотрасли. В начале мая президент подписал закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ".
/ Максим Блинов/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Это один из шагов по снижению административных барьеров, которые правительство методично реализует с 2020 года. Антикризисными мерами власть фактически избавляется от устаревших норм, которые тормозят проникновение в отрасль новых технологий и развитие строительного рынка.

Минимизация устаревших норм

Все, что можно сократить без потери качества, сокращаем - так вице-премьер правительства Марат Хуснуллин охарактеризовал изменение законодательства, которое идет в стройотрасли.

Системная работа по снижению административных барьеров идёт последние два года - в 2020-2021 гг. были приняты 42 ключевых для стройкомплекса федеральных закона и внесены знаковые изменения в 250 нормативных документов. В том числе благодаря оптимизации административного контроля удалось поставить отраслевые рекорды в 2020 году (было введено 82,2 млн кв м нового жилья) и 2021-м (показатель увеличен до 92,6 млн кв м). Теперь 2022 год требует новых антикризисных решений.

Как отметил Марат Хуснуллин, стоит задача не допустить остановку стройки и сохранить баланс спроса и предложения, учитывая интересы всех участников рынка. Одним из путей ее решения является сокращение инвестиционно-строительного цикла. Строительство опережающими темпами и быстрая оборачиваемость капитала снижают затраты и дают обществу новое жилье и развитую инфраструктуру. Это один из двигателей сегодняшего строительства, - считает Марат Хуснуллин.

По его мнению, решать задачу следует, в том числе, за счет минимизации административных барьеров при сохранении контроля за качеством строительства и одновременном поиске новых путей для эффективного развития отрасли.

Годом ранее в минстрое проанализировали весь строительный цикл - от получения земельного участка до регистрации права собственности на построенный объект, чтобы найти точки для оптимизации. Результатом стала инициатива - "Новый ритм строительства", в рамках которой в текущем году из нормативных правил должны исчезнуть более 350 избыточных и устаревших.

"В обществе на протяжении 10 лет зрела необходимость вносить изменения в строительное законодательство, которое было очень коррупционноемким, так как нацеливалось на максимальную отсрочку тех или иных согласований, - подчеркивает член совета московской "Деловой России", гендиректор центра экономики регионов Алексей Порошин. - Однозначно правительство и, прежде всего, команда вице-премьера Марата Хуснуллина, движутся в правильном направлении - к снижению административных барьеров".

Это, по словам Алексея Порошина, нужно для сохранения темпов строительства жилья и инфраструктуры в условиях сокращения покупательского спроса и урезания бюджетов, в первую очередь региональных.

Главный бенефициар - государство

Эксперт подчеркивает, что снижение админбарьеров - это не лоббирование интересов застройщиков: главный бенефициар - государство.

"Сроки согласования по инвестпроектам снизятся минимум на 1 год - существенная экономия времени, и общество быстро увидит результат работы власти по запуску и реализации важнейших строек", - подчеркивает Алексей Порошин. Возникает ситуация классического win-win - беспроигрышной взаимной выгоды.

Качественную оценку регуляторным новациям можно будет вынести при реализации национальных проектов, например, нацпроекта "Благоприятная среда", предусматривающего строительство ФОКов, школ и другой социнфраструктуры.

Это, в свою очередь, ставит новый вызов перед властями субъектов федерации по наращиванию компетенций в области госуправления.

"Снижение административных барьеров пока почувствует только федеральная власть. На уровне регионов, где главный ключевой показатель эффективности чиновников "не присесть", снижение административных барьеров - очень серьезное политическое решение, влекущее большую ответственность и однозначно нужно формировать квалификацию людей, принимающих такие решения", - говорит Порошин.

Последние масштабные регуляторные изменения в строительной отрасли были в 2015 году, подчеркивает Ольга Лебединская, доцент кафедры экономической статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова. В условиях санкций назрела необходимость снижения издержек и повышения устойчивости.

"По сути, бизнес действительно освобождается от значительной бумажной волокиты", - говорит Ольга Лебединская.

Эксперт приводит примеры ситуаций, которые теперь легче урегулировать: если собственник возводимого на арендованной земле имущественного комплекса решит его перепрофилировать, исходя из необходимости получения большей маржинальности, или решит сохранить за собой право на аренду по истечении срока контракта. Так, изменение касается сроков и возможности продления аренды участка и сохранения строения. Это важно, так как санкции, например, замедляют доставку стройматериалов, а ранее при окончании договора аренды возводимый объект можно было признать самовольной постройкой, подлежащей сносу.

Кроме того, замечает Ольга Лебединская, ослабление требований позволит снизить нагрузку и на судебную систему: с расширением санкций возможен выход инвесторов из проектов, и как следствие - увеличение количества исков в арбитраже по аренде.

Среди наиболее знаковых изменений Алексей Порошин называет изменения техрегламентов, предусмотренные постановлением правительства №815.

"Избавление от этих требований будет самым беспрецедентным шагом. Но для этого нужна решимость и ответственность чиновников", - считает Порошин.

Снижение админбарьеров в строительстве - тот редкий случай, когда экономический эффект этих мер можно измерить в деньгах. Итогом регуляторных реформ станет сокращение инвестиционно-строительного цикла на 30%, экономия составит около 2 трлн рублей ежегодно.

Товары и цены