Самым успешным для отрасли стал февраль, когда производство выросло на 15% по сравнению с февралем 2021 года и составило 4,6 млн условных единиц продукции, отметили в АМДПР. В марте было зафиксировано снижение объемов производства на 3%, до 4,3 млн условных единиц мебели. При этом в марте цены выросли сразу на 22%. Сильнее всего подорожала в первом квартале деревянная мебель для столовых и гостиных (+11,6%), в основном за счет обеденных деревянных столов и кухонных столов (+17,5% и +9,1% соответственно). В среднем цены за квартал поднялись на 12,5%, это больше, чем за весь прошлый год. Растущая стоимость комплектующих говорит о том, что дешеветь мебель не будет, отмечает президент АМДПР Александр Шестаков, в 2022 году цены поднимутся не менее чем на 30%.
Наибольший прирост производства показал сегмент кухонной мебели - ее производство в штуках увеличилось за год на 39%. По данным Росстата, за квартал было изготовлено 278 тысяч кухонных столов, 947 тысяч кухонных шкафов, 673 тысячи других предметов кухонной мебели. На 15%, до 0,65 млн условных единиц, увеличился выпуск диванов, кушеток, раскладных кроватей и на 14%, до 0,06 млн условных единиц, - металлических кроватей, сообщает АМДПР. А вот производство офисной деревянной мебели в первом квартале сократилось на 10%, до 1,27 млн условных единиц.
По таким показателям, как фурнитура, лаки и краски, мебельные ткани, пленки ПВХ, химические компоненты, российские производители мебели зависят от импорта на 90-100%, поясняет Шестаков. За последние месяцы эти товары сильно выросли в цене, усложнилась логистика. Кроме того, рынок "поляризуется": будет либо качественная и дорогая, либо дешевая и некачественная мебель, говорит представитель АМДПР. Кратковременный провал в сегменте доступной и качественной мебели в ассоциации связывают с уходом с российского рынка компании IKEA. Это дает российским производителям шансы освоить новые ниши на рынке, но требуется время на разработку новых коллекций, поиск поставщиков, внедрение новых технологий, а также выстраивание коммуникации с потребителем, говорит Шестаков. Уже сейчас практически всю мебель, представленную в IKEA, можно найти на рынке, так как вся она производилась отечественными предприятиями. Впрочем, иностранные производители занимали незначительную долю рынка, отмечает президент ассоциации. Та же IKEA имела менее 5%.
Сейчас у производителей есть запасы комплектующих и материалов, отмечают в минпромторге. Они перестраиваются на новые логистические цепочки в части поставок комплектующих и оборудования. Полный переход на новые комплектующие - вопрос времени, добавляют в министерстве. На качестве мебели нынешняя ситуация однозначно не скажется, в России давно научились делать мебель ничуть не хуже европейской, подчеркивают в ведомстве.
В ассоциации приводят два сценария развития рынка. Согласно стресс-сценарию, взрыв спроса, зафиксированный в марте-апреле (россияне ринулись скупать мебель, опасаясь значительного повышения цен), уже в мае сойдет на нет, а по итогам года мебельщики ожидают падение продаж минимум на 50% из-за сокращения доходов населения и высокой инфляции. По оптимистичному сценарию к осени рынок стабилизируется на некоем приемлемом для всех - и производителей, и покупателей - уровне, и мебельные предприятия продолжат работу в привычном режиме. Повод для оптимизма может быть продолжающийся рост строительства. Позитивной перспективой для мебельщиков является изменение критериев стандартного жилья, отмечают в минпромторге. По данным АМДПР, предполагается включить в стандарт минимальную меблировку кухонь, ванных комнат и прихожих. Это поможет отрасли избежать существенных потерь, считают в министерстве. "Мы очень надеемся, что такое решение все-таки будет принято. Без него мебельная отрасль России может не выжить в среднесрочной перспективе", - подчеркивает президент АМДПР.
Дефицита какой-либо мебели в минпромторге не ожидают. "Сейчас произойдут необходимые изменения в производстве, и производители будут в полной мере готовы закрыть все потребности отечественных покупателей", - сообщают в министерстве. С рынка может исчезнуть дорогая европейская мебель, но дорогая российская останется, а она ничем не хуже, уверяет Шестаков. "При производстве российской мебели используются более качественные и экологически чистые материалы, вся продукция производится на качественном европейском оборудовании", - говорит он.