На Северном Кавказе предприятия, выпускающие сложную электронику, можно пересчитать по пальцам. Новый завод должен заработать в июне 2022 года.
- Уже на первом этапе здесь планируют выпускать широкую линейку компьютерной продукции. Основной упор сделают на производство моноблоков и мониторов, а также компьютерной периферии - до 300 тысяч мониторов и 150 тысяч моноблоков в год, - сообщил после посещения предприятия губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. - Цикл полный: здесь есть собственный литьевой цех, линии покраски, конвейерной и автоматизированной сборки. Что немаловажно, уровень локализации - максимальный.
На предприятии пояснили, что сырье, материалы и электронно-компонентную базу будут закупать, а все технологические операции выполнять на заводе. Конечно, стать абсолютно независимыми от иностранных поставок пока не получится.
- Часть техники в России сейчас не производят - это электронные компоненты и микросхемы, чипы, PSB-платы, разъемы, IPS-матрицы. Данные компоненты приходится импортировать, - говорит учредитель "Бештау Электроникс" Екатерина Черенкова. - Есть оборудование, производство которого в стране наладить технически возможно, однако нецелесообразно из-за нормативно-правового регулирования отрасли. К примеру, "Бештау Электроникс" обладает необходимыми компетенциями и оборудованием для производства батарей для ноутбуков, но сейчас ноутбук с российской батареей не имеет преимуществ перед аналогичным, но с импортным аккумулятором.
На предприятии рассчитывают, что клиентами станут коммерческие и бюджетные организации. При этом руководство компании прямо заявляет, что намерено конкурировать с заграничными производителями.
- У нас есть ряд инженерных решений, которые позволяют оптимизировать расходы на производство, чтобы конкурировать на равных с иностранными компаниями, - говорит Черенкова. - Однако для полноценного замещения иностранных брендов отечественными необходимо более системно стимулировать спрос на российскую технику. Также нужна гибкая политика преференций для отечественных производителей полного цикла.
До недавних пор российские бренды не пользовались особой популярностью на рынке страны. Эксперты считают, что в новых экономических реалиях ситуация может измениться.
- На нашем рынке было представлено достаточно производителей с Запада и Востока. Основными же покупателями российской продукции были госзаказчики. Сегодня ситуация изменилась. Иностранные компании существенно сократили свое присутствие, места для новых игроков освободились. Ситуация благоприятна для появления отечественных производителей оборудования и периферии, - считает руководитель направления "Инфраструктурные решения" ИТ-компании "КРОК" Александр Сысоев. - Конечно, чтобы делать какие-либо заключения, необходимо видеть перечень оборудования, которое будет выпускать "Бештау Электроникс", его характеристики и цены. Также важны степень локализации, техническая поддержка и включение оборудования в государственный реестр.
Еще одна значимая задача - наладить производство компонентной базы, которой сейчас в России нет, полагает директор технического департамента компании "ХайТэк-Интеграция" Дмитрий Ласьков. Так, в стране выпускали процессоры российской разработки, но из-за санкции производство остановилось, поскольку нет нужных заграничных компонентов.
- Микроэлектронная промышленность в России вынуждена полностью менять каналы поставок. Замена компонентов в электронном оборудовании требует перепроектирования устройств, а на это могут потребоваться годы, - говорит Ласьков. - Кроме того, большая часть современных отечественных микропроцессоров для вычислительной техники до недавнего времени производилась на тайваньской фабрике TSMC, которая отказалась работать с российскими заказчиками. Естественно, многие отечественные дизайн-центры теперь вынуждены искать новых партнеров и менять дизайн своих продуктов, подстраивая его под технологический процесс этих компаний.
Начальник отдела системной архитектуры компании "Информзащита" Никита Наговицын, в свою очередь, считает, что основная проблема российской электроники заключается не в большой конкуренции или недостаточной локализации производства, а в отсутствии технологий. В качестве примера он привел чипы:
- Чтобы напечатать современный процессор, надо иметь специальное помещение, сверхчистые кремниевые пластины, высокотехнологичное оборудование, технологии травления и фотолитографии. В стране такого производства практически нет. Оно безумно дорогое. Китай делает чипы миллиардами на оборудовании, которое разрабатывается в десятках стран тысячами высококлассных специалистов. Если мы будем делать его для нашего внутреннего рынка, то стоимость каждого чипа будет в 100 раз выше, чем китайского аналога.
По его мнению, российская компьютерная техника станет популярной, если на рынке не будет конкурентов в виде крупных коммерческих международных организаций.
- Базовой проблемой производства любого технологически сложного электронного оборудования в России является вопрос уникальности, - отмечает директор по продуктовой стратегии "Группы Т1" Сергей Иванов. - Используя одинаковую компонентную базу, сложно конкурировать с топовыми производителями конечных устройств. Оптимальным выходом из ситуации стала бы разработка собственной технологической архитектуры, в том числе процессоров, чипсетов и контроллеров. •
Министерство цифрового развития РФ разъяснило порядок и условия предоставления поддержки IT-отрасли, объявленной после введения санкций. Претендовать на нее смогут только аккредитованные компании.
При этом, как пояснили в министерстве, аккредитация необходимое, но недостаточное условие для получения двух основных налоговых льгот, содержащихся в первом пакете мер поддержки. Речь идет о пониженных тарифах при уплате страховых взносов (7,6 процента) и пониженной ставке налога на прибыль (три процента). Дополнительное условие, необходимое для получения данных льгот, - не менее 90 процентов доходов организация должна получать от разработки ПО и продажи собственных программных продуктов.
Согласно новым правилам, на льготы также смогут претендовать интеграторы и компании, размещающие рекламу и оказывающие дополнительные услуги в своих приложениях.