17.05.2022 20:46
Общество

Учебную программу готовы корректировать под запросы бизнеса

Учебную программу готовы корректировать под запросы бизнеса
Текст:  Андрей Иванов (заведующий кафедрой защиты информации НГТУ)
Российская газета - Спецвыпуск: Кибербезопасность №105 (8753)
Информационная безопасность (ИБ) - направление относительно молодое. Первые профильные кафедры стали появляться 20-25 лет назад. Нашей кафедре 17 лет. Сейчас это направление развивается очень активно.
/ Пресс-служба НГТУ
Читать на сайте RG.RU

Если в 2020 году набор на первый курс Новосибирского государственного технического университета НЭТИ составил 120 человек, то в 2021-м уже 150. Интересно, что в прошлом году впервые ребята, не добрав один-два балла при поступлении на бюджет, осознанно оставались на ИБ по контракту. Раньше в подобной ситуации они шли на другие специальности. Кстати, всегда есть шанс в дальнейшем перевестись на освободившееся бюджетное место.

В России вырос спрос на ИТ-специалистов среднего звена

Увеличение количества студентов, с одной стороны, хорошо, с другой - повышенная нагрузка на кафедру. Мы, как и ИТ-компании, стоим в очереди за квалифицированными кадрами, в нашем случае преподавательскими. Абсурдно думать, что, не имея хороших кадров в вузе, можно подготовить современного специалиста, обладающего знаниями мировых компетенций. Поэтому мы стараемся привлекать молодежь и создавать для них хорошие условия, в том числе финансовые (доход молодого специалиста в вузе должен быть соизмерим с рынком). Хотелось бы, чтобы недавно озвученные меры поддержки ИТ-сектора распространялись не только на бизнес, но и на образовательные учреждения.

Несколько лет назад, когда я только начал руководить кафедрой, задался вопросом: почему мы не так активно актуализируем содержательную часть наших образовательных программ с бизнесом, по сути, основным заказчиком? Вузам в первую очередь нужно ориентироваться на запрос рынка и пытаться угнаться за теми темпами развития, которые в этой области присутствуют. А они очень высокие - некоторые технологии развиваются и полностью уходят за 3-5 лет. Отрасль развивается стремительно, и бизнесу в кратчайшие сроки необходимо интегрировать новый запрос на знания тех или иных технологий в учебный процесс. Но образовательный стандарт невозможно так быстро изменить. Поэтому нужен механизм постоянной актуализации именно содержательной части образовательного процесса, чтобы эту повестку формировал в большей части потребитель наших кадров.

Мы провели большую работу с местными и федеральными компаниями из области ИБ (разработчики, интеграторы, регуляторы). На общедоступной онлайн-платформе был визуализирован наш учебный план. За пару месяцев порядка 30 экспертов - сотрудники компаний, а то и целые коллективы - прокомментировали содержательную часть, указали на слабые места, разрывы между образованием и реальной работой. Были внесены оперативные правки в учебные планы. Да, мы сами себе подняли планку, по некоторым вопросам у нас не было преподавателей или материальной базы, но проблему нужно решать исходя из запросов рынка и уже для их реализации искать возможности, а не наоборот.

Этот период может стать драйвером развития отрасли информационной безопасности

По-хорошему, подобная онлайн-система не должна решать лишь задачи отдельного вуза, она должна быть представлена на федеральном уровне. В таком случае любой участник процесса - министерство, бизнес, государство, другие университеты - может включиться в повестку, предложить свой запрос, перенять или поделиться опытом и т.д. Но подобная система не должна превратиться в еще одну бюрократическую схему. Все должно быть гибко, понятно и связано информационной системой вуза.

Следует отметить, что большинство наших партнеров активно взаимодействуют с университетом, все понимают, что кадровую проблему можно решить только сообща. Эксперты компаний участвуют в проведении занятий, разработчики предоставляют свои продукты для изучения (в большинстве случаев бесплатно), преподаватели стажируются на предприятиях, студенты проходят практики - вот тот минимум сотрудничества, который должен быть.

Многие после третьего курса подрабатывают по специальности, а на четвертом трудоустроены

В сфере ИБ за последнее время появилось много направлений, технологии усложняются, работники становятся все более узкоспециализированными. Если говорить об этом "крупными мазками", то специалистов по ИБ можно разделить по следующим направлениям: работа с нормативными документами (фактически специализированные юристы, которые хорошо разбираются в нормативном поле по информбезопасности и знакомы с аттестацией и аудитом объектов информатизации); специалисты по кибербезопасности на различных уровнях (программные продукты, аппаратная часть, работа с сетью или рабочими станциями); специалисты по техническим каналам утечки информации; разработчики подсистем безопасности программных продуктов и т.д. Каждую из этих групп можно разделить еще на множество специализаций.

Мы еще на начальном этапе обучения стараемся показать студентам все многообразие нашего направления. С третьего курса у них начинается специализация, на производственных практиках они ближе знакомятся с сутью будущей работы. Многие уже после третьего курса подрабатывают по специальности, на четвертом - практически все наши студенты трудоустроены. А по завершении учебы - 100-процентное трудоустройство. Причем пандемия научила работать дистанционно. Многие ребята, сидя в Новосибирске, работают на московские компании, в которых совсем другой уровень зарплат. С одной стороны, это помогает сохранить кадры у себя, с другой - делает переезд в другой регион более доступным и плавным.

Инфохимия, грим и компьютерное зрение: топ - 6 новых специальностей в вузах

В данный момент в плане развития системы подготовки кадров у нас есть идея перевести в вуз на постоянную основу ряд задач профильных партнеров (фактически взять на аутсорсинг). Мы организуем рабочие места, подразделения в расчете на студентов. У них появится возможность подрабатывать, решать реальные задачи партнера, не покидая территории университета. Партнерам это выгодно: им не придется расходовать ресурс на погружение наших выпускников в свои задачи на своей территории. Нам тоже выгодно - у студентов и выпускников не теряется связь с университетом, и они получают дополнительный доход, появляется перспектива построения полноценной карьеры в вузе с уровнем дохода, соизмеримым с рыночным.

Сейчас непростое время для ИТ/ИБ-отрасли. Но я считаю, что этот период может стать драйвером развития и по наполнению рынка специалистами, и по созданию отечественных разработок, систем, и по изменению отношения к информационной безопасности в целом.

Образование