19.05.2022 14:28
Культура

Мартин Скорсезе: Киноэпопея из жизни человекообразных снова на экранах

Текст:  Валерий Кичин
На российские экраны 19 мая снова выходит фильм Мартина Скорсезе "Волк с Уолл-стрит". И снова в гламурном кинотеатре прошла светская тусовка: "випов" ткнули носом в навозную кучу бизнеса, грубо содрав с него прикид от Версаче. А может, "випы" и не почуяли смрада. Они так к нему принюхались, что принимают за духи Шанель, и радостно бьют в ладоши. Этот фильм - саркастическая комедия об их вере, их способе существования, их варианте счастья.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Волк с Уолл-стрит"

Это работа мощная, мудрая, многослойная и трагичная: веры в людей у автора осталось немного. Фильм предлагает беспощадный и для нас актуальный анализ природы капитализма - не случайно так много ассоциаций вызывают его персонажи с фигурами родных нуворишей, с их яхтами и самолетами, доверху набитыми проститутками.

Вышел тизер фильма Джорджа Миллера "Три тысячи лет желаний"

"Волк..." продолжает тему "Гражданина Кейна" и "Великого Гэтсби". В последней, менее удачной версии Гэтсби сыграл Леонардо ДиКаприо - в "Волке..." он снова в роли чудом разбогатевшего нувориша, владельца шикарного дома, шикарной яхты и шикарной жены. ДиКаприо еще не играл субъекта такой степени омерзительности - то лощеного, с карибским загаром плейбоя, то ползающего в собственных соплях наркомана. После премьеры в 2013 году картину упрекали в грубости, жесткости, вульгарности, злоупотреблении графичным сексом. Господа увидели свой портрет, и они испытывали сложные чувства. Да и в публике многие были шокированы сверхдозой нечистот, но думать в кино не привыкли и такой неприятностью были крайне разочарованы. Весело было читать, как в интернете гламурные девочки морщили носы: фи, грубо, пошлость! И впрямь грубо: девочек ткнули носом в их блевотину. Но, говаривал русский классик, на зеркало неча пенять...

Скорсезе, который в течение всей своей карьеры предлагал нам галерею "бешеных быков" разных времен, сделал портрет особенно непостижимый - портрет пустоты. Герой фильма - "волк" эпохи, когда деловой мир уже исчерпал амбиции, кроме одной - хапать бабки. И в переносном, и в прямом смысле: деньги и бабы - предел мечтаний Джордана Белфорта. Этот брокер Белфорт существует в реальности, свои таланты делать деньги из ничего он описал в книге откровений, которая взята в основу фильма. Сохранен его хвастливый рассказ о своем выдающемся даре заговаривать зубы - даре наперсточника, строителя "пирамид", таланте пускать пыль в глаза и выкачивать из клиентов деньги. Здесь примечательно отсутствие представлений о каких-либо человеческих нормах, а что взять с субъекта, у которого атрофирована совесть и нечему ворочаться в душе! Люди, из которых Белфорт выкачал свои миллионы, в его представлении - трава, переваренная в желудке слона и превращенная в фекальные массы, - зато слон жиреет! Такая точка зрения, и Скорсезе умудряется вот этим глазом увидеть мир. Внешне - драйзеровская история взлета и падения "титанов", только титан стал пигмеем. Ему уже не нужно строить город и страну, для него нет целей, кроме как развлечься с красоткой на палубе своей яхты. И еще дурман: он делает кайф острее. А других целей и нет в мире гламура. Из всех инстинктов работают два: хватательный и сексуальный. Мозги заточены только на деньги. Мозги можно назвать куриными, но у них невиданная цепкость. Брокер - профессия человека, который впаривает. Он единственный умница в обществе лохов - поэтому он развлекается на яхте, а общество потеет в метро.

Джулианна Мур и Сандра О снимутся в фильме по рассказу Маргарет Этвуд

Рассказ идет от лица героя, но Скорсезе умудряется его прокомментировать - убийственным комическим гротеском. И только в финале резко меняет оптику: идут публицистические кадры, когда после этих новых пиров Трималхиона нас бросят в нью-йоркскую подземку, и лоснящиеся рыла сменятся лицами едущих с работы людей, - возвращение к контрастам чаплинских времен. У фильма были сильные предшественники и в 30-е годы, когда кино обращалось к эпохе Великой депрессии и расцвета гангстеризма. Скорсезе подчеркивает преемственность: капитализм нагулял гламур, даже выработал для общества способы социальной защиты, но его природа и движущие силы изменились мало. Растлевающая роль денег как единственного критерия жизни - тема фильма. Для нас она даже более актуальна, чем для Америки: там уже выработали противоядия, мы об этом пока и не думаем.

Скорсезе снял фильм провокационный и бунтарский, бросающий правду в лицо и лишающий мир скрупулезно возведенных иллюзий. Он свидетельствует: если кто-то богатеет - значит кто-то от этого разоряется: бизнес - штука хищная, коварная и безжалостная. Конечно, в фильме, да и в жизни ФБР успешно бдит, его агенты неподкупны, суровы и принципиальны, они на страже. Но финал все равно обескураживает: те самые люди из потного метро с надеждой смотрят на героя их романа - "я бы в брокеры пошел, пусть меня научат!"

Финал лишает последних надежд: деньги, как крысы, всегда прогрызут дорожку к коррупции. Фильм о природе капитализма заканчивается горьким раздумьем о природе человека.

Мировое кино