Каждый раз, когда МИД Латвии артикулирует экстравагантное заявление о своей энергетической независимости, местные скептики на берегах Даугавы советуют им для начала обратиться к заветам мудрого Талейрана. Вот, скажем, его житейское напоминие о том, что язык диплому дан для того, чтобы он умел скрывать свои мысли.
Ведь никто особенно не настаивал на том, чтобы 48-летий Эдгар Ринкевич - первый дипломат Латвии - клятвенно заверил весь мир, что страна будет обходиться без российских углеводородов. "Мы планируем возвести станции снабжения газом", - поделился министр иностранных дел в конце минувшей недели грандиозными планами с телеканалом Al Jazeera.
Но обещать, как известно, - не значит жениться. Ведь еще пять лет назад свою предвыборную кампанию министр тоже провёл под лозунгом "Вопреки Кремлю Латвия есть и будет удавшимся государством", что вызвало у части избирателей неоднозначную реакцию. А на Смоленской площади искренне удивились и дали понять, что "Кремль-то хотел, чтобы Латвия стала благополучным государством. Но если хотят быть только состоявшимся - ради Бога".
Обозреватели констатируют, что общее потребление газа в трех прибалтийских республиках в истекшем году составило четыре миллиарда кубометров. Из них на Латвию приходилось порядка 1,5 миллиарда кубометров. До решения Риги отказаться от российского топлива "Газпром" экспортировал в республику около 1,3 миллиардов кубометров, остальные потребности двухмиллионной страны в газе удовлетворяет Клайпедский СПГ-терминал. Стоит уточнить, что и он принимает газ не только из Катара, Норвегии, но и из России. А эксперты путем несложных подсчетов дали понять, что Латвия зависела от российского газа почти на 87 процентов.
Кстати, и бывший премьер страны Айгар Калвитис, который возглавляет сейчас национальную газовую компанию, не скрывает, что демарш в сторону восточного соседа приведет к энергетическому кризису и росту цен для рядовых граждан. Запрет на импорт топлива из РФ, по его оценке, вынудят Latvijas gaze закупать газ по рекордно высоким ценам, и тогда государству придется тратить дополнительные бюджетные средства на субсидии домашним хозяйствам. А пока, признается экс-премьер, альтернативных источников поставок нет.
Но для политического истеблишмента, живущего на балтийском побережье, судя по всему, и море по колено. Хозяин Рижского замка, президент Эгилс Левитс даже уже успел заверить агентство Bloomberg, что страна готова прекратить импорт и российской нефти, правда, оговорившись "об определенных издержках".
Дело в том, что Латвия находится в гораздо менее выгодном положении, чем соседняя Литва, у которой существует собственный терминал сжиженного природного газа в порту Клайпеды, куда поставляется продукция из США и Норвегии. Кроме того, должен заработать газопровод GIPL, соединяющий Литву с Польшей. И хотя газ из его источников обойдется литовским потребителям дороже, чем российский, но, по крайней мере, он точно будет доступен.
К сожалению, признаются эксперты, Латвия таким ресурсом не обладает. И потому, констатируют они, в условиях скудного выбора источников муниципальные власти с надеждой смотрят на лесные массивы. Вентспилс и Лиепая, сообщают местные издания, отапливаются в основном древесной щепой. А в латвийской столице прошлой зимой неожиданно возник дефицит даже и ее поставок. "Сейчас щепа есть, но поставщики разрывают договоры и не могут поставлять ее по такой низкой цене, как указано в договорах", - жалуется руководитель компании "Рижское тепло".
И еще один взгляд на энергетическую проблему обсуждают на берегах Балтики. Дело в том, что терминал в Клайпеде может обеспечить Латвию и Эстонию необходимым объемом газа. Но возникает вопрос цены и пропускной способности.
В Риге уже давно поднимают вопрос о необходимости собственного терминала СПГ. На недавний вопрос главы комиссии по регулированию общественных услуг парламента Вячеслава Домбровского, поддерживает ли правительство строительство такого терминала, представитель министерства экономики Эдийс Шайцанс ответил, что это возможно, если частный инвестор увидит бизнес-перспективу. А пока компания Latvijas Gaze уже с начала этого года повысила цены на природный газ для населения на 54-93 процентов.