По словам Святейшего, впервые в названии образовательных чтений звучит имя не святого, а очень значимого для истории светского государственного деятеля. "Без сомнения, главной задачей первый император считал укрепление мощи российского государства. Именно для этого Петр начал осуществлять реформы, нацеленные на модернизацию армии и создание военного морского и торгового флота", - напомнил предстоятель РПЦ.
Впрочем, наследие царя-реформатора многие оценивают и критически. Это касается реформы церкви. Но историческая Русь справилась с этой чуждой ей волной. А вот печальные примеры секуляризации церкви и общества и оправдания абсолютно безнравственных вещей можно видеть на Западе. "Такие греховные явления, как аборты, эвтаназия, однополые сожительства, партнерам в которых предоставлено право воспитывать детей, уже признаются в западном обществе нормой, - убежден патриарх. - Утрата отдельными людьми и значительными частями западных обществ представления о нравственности, в основе которой лежат христианские евангельские ценности, сформировавшие европейскую культуру, неизбежно влекут потерю цивилизационной идентичности".
И в этом большой урок и предостережение для всех нас. Патриарх призвал сохранить единство исторической Руси в условиях, когда различные внешние силы пытаются "разорвать этот мир и столкнуть его части".
"Ныне русский мир вновь становится форпостом защиты христианской цивилизации. Наши молитвы сегодня - о тех, кто самоотверженно хранит веру на просторах исторической Руси", - сказал Святейший и пожелал духовенству и прихожанам Украинской православной церкви стойкости в отстаивании веры.
"Мы знаем, что происходит на братской Украине, и поэтому мои молитвы - о блаженнейшем митрополите Онуфрии, о епископате нашей церкви, о духовенстве и, конечно, о благочестивом верующем украинском народе, который сегодня отстаивает ценности православной веры в конкретных тяжелейших исторических обстоятельствах", - подчеркнул предстоятель.
В своем вступительном слове патриарх Кирилл также коснулся воспитания подрастающего поколения. По его мнению, задача учителей, особенно таких светских дисциплин, как обществознание, история, литература, не только учить предметам.
"Обращаясь к учителям, я хотел бы сказать: доносите нравственные идеи и ценности до ваших учащихся, используя те возможности, которые представляются уместными и которые соответствуют уровню детей, - призвал глава РПЦ и предложил доносить их не только в соответствии с их образовательным и культурным уровнем, "но также и в духовном смысле". - Потому что нельзя нагружать ребенка неподготовленного теми идеями и мыслями, которые он с трудом будет воспринимать".
Святейший убежден, что "духовный фактор в образовании должен быть очень приспособлен к психологии ребенка, к уровню его развития, к уровню его знаний так, чтобы этот курс не был ему в тяжесть".