23.05.2022 16:57
Общество

По какому пути пойдет российская семья. Совет экспертов

Текст:  Владимир Емельяненко
"Гражданский брак - это когда женщина думает, что замужем, а мужчина - что холост". Гуляющая по сети байка неожиданно стала фактом одного из опросов ВЦИОМ. Он задумывался как поиск путей эволюции российской семьи, а уткнулся в перепутье выбора. Какой дорогой пойдет семья - гражданского сожительства, привычки не раз жениться, бездетности чайлдфри или в передрягах окрепнет?
/ Кирилл Шипицин / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Печать в паспорте

Помню, как эпатаж горнолыжной свадьбы веселил и сбивал с толку. Она - в фосфоресцирующем спас-жилете и белой юбке-шаре от Жан-Шарля де Кастельбажака. Он - экстремал цвета хаки. Жених, невеста, их дети - все на лыжах. Дочь семи лет рождена еще в пробном студенческом браке. Сын четырех лет появился на свет после очередного расставания-воссоединения мамы и папы уже в гражданском браке, разумеется, без штампа в паспорте. Все вместе - семья. "За свадьбу будущего - с детьми!", - жених поднял тост.

Мы, гости, чокаемся. Ощущения, будто в чужом саду в детстве: через забор перелез, вишню рву, а вкуса от страха нет. Так отчего-то и от свадебного глинтвейна на морозе. А тост-шутку про свадьбу с детьми с привкусом украденной вишни вспомнил, когда прочитал один из сигнальных выводов социологов ВЦИОМ: институт семьи на глазах меняется. Хотя, статистика пока убаюкивает: 71% по-прежнему - за регистрацию отношений и лишь потом совместную жизнь. И тут же: 77% вовсе не против пробного брака, но при условии, что он перерастет в официальную семью. Еще 9% не возражают против гостевого брака, а до 11% сожителей не собираются регистрировать отношения.

"Семья подвижна и динамична потому, что роли внутри нее меняются, - считает социолог ВЦИОМ Кирилл Родин. - Идет незримый трансфер от традиционного уклада в сторону нового института семьи. Понять, в какой точке многоукладности мы находимся - кризиса, перехода, переформатирования или создания модели новой семьи, нам помогли серия наблюдений как за содержательными новшествами - моделями поведения супругов, так и за перепадами отношения к свадебным ритуалам.

"И неба было мало и Земли"

Свадьбы как вид торжеств тоже штормит. Рядом легко уживаются и отказ от брачной церемонии как от "пошлости", и "посиделки для своих", и погоня за эксклюзивом. Еще вчера было нормой жениться двум-трем парам друзей вместе, а потом махнуть в путешествие. Или расписаться и пойти на работу, а вечером посидеть с друзьями. И вдруг идет резкий откат в сторону креатива. По данным Управления ЗАГС Москвы, среди восьми самых востребованных свадебных локаций-2022 - особняк МИД на Спиридоновке в Москве, сторожевая башня "Омар" на Куршской косе, заброшенная шахта "Пять звезд" под Екатеринбургом и… свадьба в невесомости. Последняя влетает в копеечку: когда самолет делает петлю, это и дает ощущение невесомости. Но еще круче заказ на медийное лицо: "Хочу, чтобы Светлаков (Картункова, Воля, Галустян и далее по треш-списку - В.Е.) был регистратором!". Причем брачующиеся не скрывают, что платят не столько за сервисы, сколько за лайки и просмотры в соцсетях. Ради них свадебные бригады IT-"поводырей", случается, заменяют тамаду.

- Форма всегда давила и будет давить на суть отношений, тем более в условиях рынка, - считает руководитель дирекции АНО "Национальные приоритеты" Юлия Грязнова. - Тут как раз ничего нового, как и в том, что на свадьбе доминируют фата, шлейф кринолинов, букеты невесты, а жених в черном. Даже визуально не его праздник. Праздник девочки, который аукается ей - стрессом, ему - долгами. Этот ритуал хотят поменять до 63% участников наших опросов, кстати одинаково как дам, так и кавалеров. Всему виной то, что суть отношений между полами меняется, а общественное давление на мужчину усиливается. Да и как оставаться главой семьи, когда, по данным разных опросов, до 56% молодоженов считают, что юридически брак смысла не имеет? Где-то здесь и кроются основы новой семьи как ячейки: экономическая скрепа теряет значение мужского превосходства. Другая скрепа еще не выросла.

С ней согласны как социологи, так и семейные психологи. Отношение к свадебному ритуалу, заложенное после 1917 года, когда можно было быстрее расписаться, чем получить справку в бассейн, породило калейдоскоп отношений к нему, что лишает обряд главного - смысла.

Замужем за холостяком

- "Вы говорите, а мы вас запутаем", любят острить адвокаты. Вот и нам надо разобраться: что обсуждаем - устаревшие обряды или смыслы? - задается вопросом глава московского Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской Михаил Хасьминский. - Проблема, на мой взгляд, в том, что свадьбу превратили в удовольствие, а такой роли в семье нет. "Открытие" молодоженов сначала сбивает с толку, потом укореняет эгоизм и делает семью временной крышей для двух эгоистов. Так происходит потому, что из обряда ради удовольствия выпала его суть - таинство предстать пред Богом. Надо трансформировать не обряд, а наполнить его ценностным содержанием. На мой взгляд, вернуть традиции. Но этому содержанию не учат, учат разнообразию форм, хотя надо делать выбор - либо крепкие семьи, либо крепкие эгоисты.

Доводы эксперта подтверждает статистика: по данным Росстата, на 1000 браков приходится 600 разводов в год. Получается, что верх берут свадебная индустрия и развод - свидетельство победы формы над сутью. И это при том, что лишь 19% женихов и 31% невест создают семью в 18-24 года, а большинство - до 70% женихов и 57% невест - после 25 и до 35 лет. То есть на рождение детей остается не много времени. А вот общественное давление на "детность" семьи настораживает. Формально все хорошо: на рождение детей влияют государство (77%), школа (56%), вузы (45%), церковь (29%). А вот дальше калейдоскоп мнений и обстоятельств удерживают семью от детей: 61% считают, что "обещание поддержки государства не сбудется", 28% работодателей безразличны к "детным" семьям, 43% не поддерживают мам с маленькими детьми. И семья под давлением обстоятельств болезненно меняет обличье: 49% молодоженов на год-три откладывают рождение ребенка, 80% из них считают, что пришло время поровну распределять семейные обязанности, включая воспитание детей. При этом 59% признают, что глава семьи все же мужчина, 21% - семья сковывает карьерные возможности женщины, хранительница очага - женщина (91%), добытчик - мужчина (90%), добытчики оба - 9%.

- Такой разброс мнений - дорога любви к себе, ее подсознательно выбирают холостяки, что не зависит от пола, - комментирует итоги опроса профессор кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ Владимир Ильин. - Я этот "парад" наблюдал десятки лет. За стеной жила семейная пара. Дрались, как по часам, два раза в неделю. Интеллигенты. Развелись, потом опять поженились. Крепкая семья или зависимость? Думаю, что любую семью рассматривать вне общества и его устоев нельзя, а скидывать со счетов изменение этих устоев и многоукладность семьи вовсе недальновидно.

Как считает Владимир Ильин, многоукладность современной семьи определяют пять ее подвидов. Первый и основной - тренд секуляризации, когда в семье идет внутренняя борьба: институт брака - это форма отношения человека и Бога? Тогда акцент в отношениях делается на долге. Когда "Бога нет" или он не приходит, брак теряет сакральный смысл. И как можно не соблюдать договор с Богом, так условен и брак. Второй тренд атеистический - из поисков сакрального смысла семья перемещается в поиски эстетического удовольствия. Здесь ритуал уже ничего не значит, даже венчание - это одна функций поисков удовольствий. Третий тренд - принцип сакральности уступает принципу удобств, он, кстати, распространенный и устойчивый. "Удобный" брак, когда выживает, формализует отношения в привычку. Четвертый тренд - индивидуализация или эгоизм. Или философия рантье, когда предпочтение отдается "разумному эгоизму" ради путешествий, карьеры или иных удобств. Такие семьи, основанные на выгоде, распадаются чаще других. Пятый тренд - "условно-досрочный" брак. Его можно сравнить с отбыванием наказания в одной камере. "Выход на свободу" - это рост числа разводов. Причем, по наблюдениям семейных психологов и социологов, не надо спешить с осуждением тех, кто выбирает неволю "условно-досрочного освобождения". Парадокс: такие семьи чаще других дерутся, разводятся и снова воссоединяются, часто храня верность до и после развода.

Синдром опустевшего гнезда

Самое большое число разводов, по данным ВЦИОМ, до 37%, устойчиво дает "средний класс".

- Им сложнее как создавать семьи, часто довольно поздние, так и удерживать, они одиночки, - говорит семейный психолог, член правления Национальной ассоциации супервизоров Наталья Панфилова. – Проблема и в том, что если для наших дедов развод был смываемым, но пятном на репутации, а для бабушек - и вовсе часто крахом жизни, то ныне средний класс, обжегшись с первым опытом, "не заморачивается". До трети выбирают гостевой брак, треть заявляет, что без мужа (жены) им лучше, и чуть более трети идут на создание второй семьи. Я как психолог работаю на сохранение семьи, но должна признать: все чаще психологи помогают разводиться. И тут мы разгребаем практику, которую задает не государство, школа и церковь, а успешный "средний класс" - за одну жизнь создавать две семьи. Это не устойчивая норма, но веяние "успеха", которым, подражая, "заражаются" разные части общества.

Почему среди приоритетов молодой семьи ребенок стоит на пятом месте

Сразу вспомнилась та самая невеста-горнолыжница в юбке-шаре от кутюрье и на лыжах. "Я вот думаю, - призналась она лет через пять после свадьбы и новости о том, что у мужа-бизнесмена появилась любовница, - от кого родить третьего – от мужа или любовника?". После мук выбора она забеременела от "единомышленника по работе". С ним и создала вторую семью. Дочь от первого брака уже взрослая, училась за границей, сын остался с мамой, а муж-бизнесмен оказался "выше формальностей" - воспитывает третьего ребенка с новой подругой, опять без штампа в паспорте.

- Не всем так везет, особенно женщинам, - создать вторую семью за одну жизнь, - комментирует ситуацию Наталья Панфилова. - Выдержать распределение равноправных ролей в семье, особенно ношу экономической независимости, удается тоже не всем. Нередко финансовая независимость перерастает в независимость от морали, а вторая семья, особенно гостевой брак, обычно заканчиваются или "условно-досрочным освобождением", или хождением по мукам между двумя семьями.

Владимир Ильин и Наталья Панфилова обратили внимание, что нередко самодостаточность супругов ведет к перерождению "синдрома опустевшего гнезда". Раньше семья пустела, когда вырастали дети, и в браке рождалось новое чувство - человек мог комфортно чувствовать себя один, вместе - реже, или тяготился узами. Теперь синдром опустевшего гнезда настигает и супругов с детьми. Так получается, что когда самодостаточность "М" и "Ж" зашкаливает, дети могут быть или разделены по вновь созданным семьям, или не рождаться в новых браках. И синдром пустоты накрывает кого-то от сравнений с семьей бывшего (шей), кого-то от "чужих" детей, кого-то от их отсутствия.

- Я заметила, что вторая семья оказывается устойчивее, если в ней есть малыш от первого брака, либо еще рождается, - говорит Наталья Панфилова. - Тогда самодостаточность чаще обретает равновесие и реже дает крючки, за которые могут цеплять и манипулировать близкие и "бывшие". Отчужденность семей с детьми поправима. Любовь ведь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что не стирается от долгих лет близости и почти неизбежного внедрения в личное пространство супруга. Сложно, конечно, в браке быть рядом и не нарушать личную автономию. Но, когда есть дети, они - "цемент" и автономии тоже, если были или есть чувства. Жизнь семьи без детей, но с экономической суверенностью, чаще ведет к распаду "уставшего" брака.

Подмеченную Ильиным и Панфиловой современную коррекцию "синдрома опустевших гнезд" сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Илья Ломакин признает как часть многоукладной переходности семьи в новое состояние.

- Это болевая точка трансформации семьи, но еще не кризис, - считает Илья Ломакин. - Ее еще называют бездетностью с детьми, осознанной бездетностью или чайлдфри. Мой опыт работы с одинокими семьями показывает, что одержимых сторонников бездетности - единицы. Чаще они боятся рожать. Кто-то из-за незрелости и эгоизма, кто-то - из-за финансовых трудностей. Я к таким семьям отношусь как к сигналу обществу: такие семьи все же переступают через формальность брака и показывают, что и гражданские узы - одна из форм семьи. Не раз видел: такие пары клещами не растащить. Они на уровне подсознания понимают, что институту семьи нет альтернативы.

Похоже, что так же, по данным ВЦИОМ, себя чувствуют большинство. 86% мужей и жен разных возрастов против интрижек на стороне, что не только свидетельство ценности любви, но и укоренения в сознании вечных взглядов на семью.

Кого сдует ветер

Правда, как признают ученые, хотя дрейф семейных ценностей в сторону экономического равноправия идет давно, болезненность перехода не снижается. Один из сдвигов последних лет - роль добытчика перетекает от мужа к жене и, наоборот, в зависимости от того, кто из супругов зарабатывает больше или просто имеет работу. И тут все семьи делают ошибки, без которых не получается идти вперед. Но семья всегда держалась за счет ценностей "человек для мира, а не мир для меня". Картина маслом, написанная в 90-е годы, в который "я" больше, чем "мы", сломалась. Однако восстановить пейзаж, в котором одно из "я" способно жертвовать, уже не получается. Мир изменился и меняется так, что "мы" прежним не будет. Строить динамичное "мы", как считают эксперты "РГ", без взаимности мышления государства, гражданского общества и личности - не получится.

Госдума приняла законопроект о правах отцов на получение маткапитала

Вот и складывается, что жить традиционными ценностями - не значит жить как испокон веков. Испокон веков: дети - частное дело, а претендует на них государство. Но их не рождается, как испокон веков, значит, государству надо менять подход к семье. Надо искать формы семьи, адекватные истории. Женщину не вернешь только к очагу, и она не будет рожать по 10-12 детей. А потому гибкая семейная политика вплоть до выплат неработающим мужчинам средств из бюджета по уходу за ребенком, признание законными гражданских партнерств или возрождение храмов и мечетей как духовных лидеров нации, а не как администраторов, возродят не ритуалы, а веру. И тогда современные представления о равных правах мужчин и женщин сблизятся с ценностями государства, религий и личности, а ритуалы наполнятся смыслами.

- Без обновления традиционных ценностей не укрепится традиционная семья, - считает социолог ВЦИОМ Кирилл Родин. - Еще современной семье нужен способ хозяйствования, который признает субъектность как мужа, так и жены, реагируя на сменяемость их ролей добытчика. И такая семья - не институт биоматериала, а институт воспроизводства личности. Она рождает дух и учит жертвенности - делать человека не только предметом своего интереса. Пока же давление перемен пружинит ростом уровня эгоизма и эгоцентризма. Тут все жестко. Если не сбережем семью, град камней посыплется в устои гражданского общества. Оно рассыплется в песок, ветер истории его просто сдует.

Так меняется женственность дам и маскулинность кавалеров. Вместе они опять высекают качели согласия.

Позиция

Чайлдфри-браки - союзы попутчиков, людей с некрепкими характерами

Александр Борода, президент Федерации еврейских общин России:

Брак мужчины и женщины без обоюдного желания иметь детей априори неполноценный. Такой брак - мимо природы человека, потому что наличие детей не только отвечает нашей физиологической, генетической потребности, но и составляет смысл супружества. А осознанно выбрав форму семьи без детей, человек потакает своему эгоизму, боязни перемен, страху преодоления трудностей и даже своей лени, что не может не сказаться на глубине супружеских отношений. Именно поэтому такой брак - потенциально некрепкий союз людей со слабыми характерами.

Надо быть справедливым: не могу осуждать пары, не имеющие детей в силу проблем со здоровьем. Когда в такой семье супруги ощущают горечь и чувство чего-то неисполненного, они часто решаются на усыновление приемных детей, что восстанавливает баланс и из попутчиков, часто соединенных обстоятельствами, люди становятся семьей. Но даже без возможности усыновления, что тоже бывает, семью в отличие от попутчиков, объединяет взаимная поддержка. Такая семья может реализовать свой родительский потенциал через созидательную деятельность.

Цифра

600 разводов, по данным Росстата, приходится на 1000 заключенных браков.

Семья и дети