Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев призвал российских судей более активно использовать нормы, предусматривающие назначение более мягкой меты пресечения, чем содержание под стражей. В первую очередь рассматривать возможность применения более мягкой меры надо по отношению к обвиняемым в совершении ненасильственных преступлений.
"Верховный суд обращал внимание судов, что в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления любой тяжести суд обязан обсудить возможность о применении более мягкой меры пресечения, нежели заключение под стражу", - сказал Вячеслав Лебедев.
Заявление прозвучало на пленарном заседании Совета судей РФ. Вячеслав Лебедев напомнил, что ранее Уголовно-процессуальный кодекс был дополнен положениями, исключающими продление арестов при неэффективной работе органов расследования. Однако, продолжил председатель Верховного суда России, "суды не в полной мере реализуют возможности избрания меры пресечения, не связанной с заключением под стражу".
По его словам, в 2021 году судами рассмотрены уголовные дела в отношении 24,7 тысяч лиц, обвиняемых в преступлениях средней тяжести и содержавшихся под стражей. Более 2 тысячи человек из них имели постоянное место жительства и не имели судимостей. Половине из них были назначены наказания не связанные с лишением свободы. Кроме того, в 2021 году судами рассмотрены уголовные дела в отношении 16 тысяч лиц, содержавшихся под стражей и обвиняемых в совершении тяжких преступлений в сфере экономики. Почти треть из них имели постоянное место жительства и не имели судимости. И почти каждому третьему в итоге было назначено наказание, не связанное с лишением свободы.
"В этой связи возникает вопрос о причинах, по которым лица, имеющие постоянное место жительства и не имеющие судимости, содержались под стражей, учитывая, что нередко им назначались наказания, не связанные с содержанием под стражей", - заключил Лебедев.
По данным Верховного суда, в первом квартале 2022 года судами рассмотрено более 22,5 тысяч ходатайств об аресте, из которых было удовлетворено более 22,1 тысяч материалов или 90 процентов. При этом домашний арест был избран в отношении 3,1 тысячи граждан, а под залог отправлены только 32 человека.