Айбулат Вакилович, какие новшества и какие сложности ждут 11-классников на ЕГЭ-2022? И какие предметы пользуются наибольшим спросом у ребят в этом году?
Айбулат Хажин: Новшеств немного. Правильнее сказать, что мы возвращаемся к доковидному формату. 11-классники вновь сдают два обязательных предмета - русский и математику (базовый или профильный уровень), остальные - по выбору. По два дня теперь даются на экзамены по информатике, русскому и иностранным языкам. Из новшеств - добавили время на устную часть по английскому (французскому, немецкому и испанскому) языку. Теперь на это испытание отводится 17, а не 15 минут. Кроме того, еще в прошлом году в пилотном формате ЕГЭ по информатике сдавали на компьютерах, в этом году практика продолжится. То есть ребята не будут писать на бумажных бланках. Считаю, компьютерный формат отлично подходит для экзаменов практически по всем точным наукам (химии, биологии, физике, математике), так как менее затратен с точки зрения финансов и времени и позволяет сохранить объективность при проверке. Экзаменационная работа уходит напрямую в региональный центр обработки информации, обезличивается и получает уникальный код. То есть проверяющие не видят, чья это работа.
Сложность для 11-классников этого года лишь в том, что для них - это первое испытание в формате госэкзамена: они не сдавали ОГЭ после девятого класса (его отменили в связи с пандемией в 2020 году). Думаю, ребята справятся, так как с процедурой проведения ЕГЭ они успели познакомиться во время пробных испытаний и консультаций.
Что касается самых популярных предметов, то из года в год - это математика профильного уровня. На втором месте - обществознание. Растет популярность физики и информатики. 90 процентов 11-классников выбрали по три дополнительных предмета, помимо обязательных. Некоторые - по четыре-пять. Но есть уникальный случай: один выпускник написал заявление на сдачу ЕГЭ сразу по 12 предметам. Сомневаюсь, что он придет на все, но право заявиться есть у каждого выпускника. Другой вопрос, стоит ли так распыляться?
Хочу отметить: с каждым годом количество 11-классников сокращается, а число бюджетных мест в вузах республики увеличивается. Так, в этом году выпускается из школ около 17,5 тысяч ребят, а в университетах - почти 14 тыс. бесплатных мест. Кроме того, часть ребят планирует поступать в учебные заведения в других регионах.
То есть можно не волноваться? Поступят все? Посоветуйте, как морально подготовить ребенка к экзаменам?
Айбулат Хажин: Шанс поступить на бюджет есть у каждого выпускника. Не нужно гнаться за высокими баллами, так как в большинстве вузов сегодня на бесплатные места вполне реально попасть при результате 65-70 баллов за каждый экзамен.
Обязательно нужно выбирать только те предметы, которые действительно нужны для поступления, проверять себя на пробных ЕГЭ и участвовать в бесплатных консультациях. Мы проводим их ежегодно с начала февраля. Лучшие педагоги, члены предметных комиссий еженедельно разбирают типичные ошибки, которые допускали выпускники в предыдущие годы.
Можно подготовить шпаргалки, но не брать их с собой на экзамен. Важен сам процесс написания ручкой, который включает сразу моторику и зрительную память. Формулы так запоминаются лучше. Проверено на себе: тоже писал шпаргалки, но на экзамен не брал. Мне повезло: родители на меня не давили и не требовали сверхвысоких результатов. Поэтому мамам и папам советую не давить на детей и оказывать всяческую поддержку.
Чтобы получить аттестат о среднем основном образовании, 11-класснику нужно набрать хотя бы минимальное количество баллов по русскому языку и математике. Несправившихся обычно немного. Но если вдруг так произойдет, есть возможность пересдать экзамен в резервные дни или в дополнительный этап. Редко, кто из детей остается без аттестата. Единственное: пересдача будет осенью, когда прием документов в вузах уже заканчивается. Но остается возможность поступить в колледжи, в них приемные кампании продлеваются до конца октября. Так что всегда есть варианты.
На самом деле нынешним 11-классникам можно только позавидовать, ведь наше поколение сдавало экзамены в школе, а затем вступительные испытания в вузах (в каждом выбранном отдельно). На это уходило все лето. Теперь же выпускникам нужно подготовиться к четырем либо к пяти экзаменам, направить по интернету свои документы одновременно в пять вузов в каждом на несколько факультетов, ждать результатов и отдыхать. О таких возможностях мы даже не мечтали!
У школьников возможностей действительно стало больше. А что насчет их учителей? Последняя новость не очень радует: с 2022 года количество грантов по 690 тысяч молодым учителям, работающим в селах Башкирии, сократили со 100 до 25 в год. Что будет с другими мерами поддержки?
Айбулат Хажин: Это вынужденная мера. Важно, что грантовая программа осталась, будем отбирать самых достойных. Уверен, при условии улучшения экономической ситуации, мы вернемся к прежним цифрам, а, возможно, увеличим их. Переживать не стоит.
К тому же остальные меры поддержки полностью сохранены. По-прежнему действует федеральная программа "Земский учитель": в этом году по одному миллиону рублей получат еще 44 школьных педагога Башкирии. Поддерживать в прежнем объеме будем учителей русского и башкирского языков, сохраняются доплаты молодым преподавателям и так далее.
К тому же планируется повышение заработной платы. Думаю, в том числе и благодаря этому факту, в ближайшем будущем желающих трудоустроиться в школы станет больше, и проблема кадрового дефицита будет решена. Сегодня нам не хватает около 1,5 тысячи учителей. Больше всего вакансий преподавателей начальных классов, русского языка и литературы, математики, физики и английского языка.
Но положительная тенденция уже наметилась: недавно в одну из школ республики пришли на работу сразу девять молодых педагогов. Я их понимаю, ведь работа педагога — это гарантия стабильности.
Учителям приятнее работать, а детям учиться в новом красивом здании, тогда как многие школы республики выглядят откровенно плачевно… Что будет с ними?
Айбулат Хажин: Этой проблемой мы занялись давно, собирали информацию и вошли в федеральную программу по капитальному ремонту и оснащению школ. По данным на первое января 2021 года, в Башкирии нуждаются в ремонте 365 общеобразовательных организаций, все они включены в программу. В ближайшие два года планируется отремонтировать 103 здания в 40 муниципалитетах РБ на сумму более 4,8 млрд рублей. Еще на 95 школ мы направили дополнительную заявку.
Капитальный ремонт предполагает 14 видов работ: ремонт кровли, канализации, отопления, фасадов, установку видеонаблюдения и так далее. Кроме того, каждой школе выделят федеральные средства на оснащение мебелью и лабораториями. А бюджет республики профинансирует благоустройство территории и поможет обеспечить безопасность детей. Работы по капремонту уже ведутся в 80 школах республики. 63 из них планируется завершить к началу нового учебного года.
Сегодня в сфере образования очень много делается в рамках нацпроектов и различных федеральных программ. В прошлом году республика получила в общей сложности три млрд рублей только на оснащение школ (оборудование компьютерных классов, спортзалов, кабинетов русского и башкирского языка и так далее). А к 2024 году планируется отремонтировать все сельские школы, в том числе и малокомплектные. Так что все меняется к лучшему.
17,5 тысячи ребят зарегистрировались на сдачу ЕГЭ-2022.