Товарооборот Свердловской области и Беларуси в прошлом году побил все рекорды за последние пять лет. Его объем по сравнению с 2020 годом вырос на 61,4% и составил 472 миллиона долларов. Особый масштаб приобрело сотрудничество в машиностроении и энергетике. Лидер промышленной кооперации - проект разработки Уральским дизель-моторным заводом (УДМЗ) двигателя для "БелАЗа".
Дизели для "БелАЗов" производили на Турбомоторном заводе в Свердловске еще в советское время. Но в конце двухтысячных белорусские партнеры предпочли уральским двигателям импортные - что скрывать, выше качеством. Пять лет назад уральцам все-таки дали возможность "доказать мастерство". Семейство белорусских самосвалов выросло, каждой машине нужен свой двигатель. Главное требование к "сердцу гиганта" - высокая надежность.
- Необходимо обеспечить высокий коэффициент использования - не менее 95, а лучше 98-99 процентов, чтобы машина надежно работала и оправдывала себя, - говорил год назад в Екатеринбурге Посол Беларуси Владимир Семашко.
Бывший конструктор не скрывал, что дело это непростое. Ведь, по мнению экспертов, для настоящего прорыва необходимо не просто «импортозамещение», а "импортоулучшение". Уральцы стараются соответствовать. Сейчас опытные образцы двигателей проходят испытания - на заводском стенде и в реальном карьере, после чего начнется серийное производство.
Кстати, установка нового совместного дизеля наверняка сделает цену "БелАЗов" ниже. Это важно и для Среднего Урала - одного из крупных потребителей карьерных самосвалов. Сейчас в регионе около 500 белорусских машин.
Среди других проектов импортозамещения - оснащение энергетических объектов Беларуси паровыми агрегатами Уральского турбинного завода. Уральцы также работают с МАЗом, Тракторным заводом, Гомсельмашем.