По информации агентства, в конце прошлой недели на встрече посланников стран ЕС в Брюсселе представитель Италии предложил внести в текст документа изменения и указать, что "мирные переговоры и немедленное прекращение огня" на Украине являются главной целью Евросоюза. Итальянскую инициативу поддержали также Венгрия и Кипр. При этом Reuters отмечает, что в имевшемся на тот момент варианте текста никаких упоминаний о мире не было, а напротив, говорилось о "непоколебимой готовности" Евросоюза помогать Украине в осуществлении обороны.
То, что договариваться рано или поздно придется, в ЕС понимали практически с самого начала конфликта. "Наступит "следующий день" и нужны будут идеи о том, как может выглядеть хотя бы "холодный мир" между Россией и Украиной", - писал, например, еще в середине апреля в своей колонке для журнала Spiegel бывший министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль, отвечая таким образом на эскалационные призывы украинского посла в Берлине Андрея Мельника. "Реальность такова, что внешнюю политику и дипломатию нельзя заменить танками и ракетами в долгосрочной перспективе. И в поисках ненасильственных решений конфликтов необходимо сделать очень некомфортный и, как правило, очень непопулярный шаг - поставить себя на место противника", - подчеркивал тогда бывший немецкий министр.
Надо сказать, что попытки поставить себя на место России действительно есть, хотя пока их предпринимают в первую очередь представители гражданского общества, а не действующие политики. Так, например, Алиса Шварцер, известная немецкая феминистка и один из авторов нашумевшего недавно пацифистского обращения к канцлеру Олафу Шольцу, осуждая российскую операцию, указывала тем не менее, что, пытаясь понять мотивы Москвы, надо не демонизировать Владимира Путина, а учитывать как исторический опыт России, связанный со Второй мировой войной, так и личное восприятие этой войны российским президентом, чей старший брат погиб в блокадном Ленинграде.
Впрочем, в ЕС уже не только пацифисты-общественники, но и многие политики явно склоняются к идее переговоров для завершения конфликта, хотя добиться этого они пока рассчитывают на максимально выгодных для Запада и Киева условиях. Предложенный недавно итальянским МИД план урегулирования, например, предполагает, что Крым и республики Донбасса должны войти в состав Украины в качестве автономий. Москва подобные инициативы, естественно, отвергает, называя их несерьезными, о чем, в частности, в четверг говорил министр иностранных дел Сергей Лавров. Но смена настроений в ЕС становится все более очевидной и связана она как с нарастающими потерями, в том числе и экономическими, так и возможными рисками, которых становится все больше.
В Евросоюзе, конечно, хватает и тех, кто не согласен ни на малейшие уступки и готов поддерживать украинский конфликт "до победного конца" - не важно, когда он наступит и наступит ли вообще. Reuters называет наиболее активными сторонниками военных действий Польшу и страны Прибалтики, но "ястребов" хватает и в западных странах Европы. Среди них, например, немецкие "Зеленые", глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и британский министр иностранных дел Лиз Трасс, утверждающая, что в конфликте с Россией "нельзя сейчас убирать ногу с педали газа". Но и среди этих "ястребов" уже заметны колебания. Та же фон дер Ляйен во время своего выступления в Давосе заявила о возможных переговорах с Россией - пока только на тему вывоза украинского зерна, но для ЕС, серьезно опасающегося новой волны беженцев из Африки, этот вопрос является одним из ключевых в контексте текущего кризиса.
Кстати
Телеканал "Интер" сообщил о смене названий выпускаемых на Украине продуктов на антироссийские. Так "Российский" сыр станет "Антироссийским", пиво "Жигулевское" переименуют в "Венское", а "Белорусский" хлеб теперь станет "Атаманским". Правда, кроме более "европейских" названий ничего более в продуктах не изменится.