10 лет назад схема концессии казалась современным и выгодным способом модернизировать светофоры и систему управления ими. В муниципальном бюджете денег на крупную закупку светодиодных аппаратов и программного комплекса не имелось. Задачу поручили частной компании, которая вложила в проект собственные средства и затем получала возмещение расходов из казны по частям.
- Первое концессионное соглашение, в которое входило около 50 светофорных объектов, было заключено с ООО "Перспектива" в 2011 году. Второе, на 72 объекта, - в 2012-м. Оба - сроком на 10 лет, - рассказал мэр Владимир Шарыпов газете "Рабочий край". - Условия соглашения включали создание, обслуживание и ремонт светофорных объектов в городе, а также создание единого диспетчерского центра управления дорожным движением. Город, в свою очередь, ежегодно выплачивал "Перспективе" более 35 миллионов рублей.
Однако "пространство для маневров" по договору оказалось довольно тесным. Там не были прописаны условия расширения светофорной сети и дальнейшая модернизация оборудования. Хотя новые дороги строятся, а приобретенные в начале 2010-х аппараты, очевидно, устаревают. Вложить же бюджетные средства в светофоры, поставленные на баланс частной компании, нельзя.
В рамках нацпроекта в Иванове провели комплексный ремонт дорог - в перечень работ входила и установка на 23 перекрестках ярко-желтых светофоров с более мощными лампами и более современной электроникой. Отказаться от такой покупки чиновники не смогли, а демонтировать аппараты-дублеры не позволил все тот же договор концессии.
Жалобами водителей, которые в ряде случаев не могли увидеть сигнал светофора, полнились местные паблики в соцсетях. Скоро проблема будет снята, уверяют в мэрии. Срок одного концессионного соглашения уже истек в конце 2021-го - полсотни объектов переданы муниципалитету. Для их обслуживания на основе аукциона заключен годичный контракт с той же "Перспективой". А 23 светофора, продублированные по нацпроекту, были выведены из концессионного соглашения с 1 апреля. В конце мая состоится конкурс на содержание новых аппаратов, сообщил заместитель начальника управления благоустройства Артем Осинкин.
В июне желтые светофоры включат, а старые демонтируют и передадут на склад в качестве резервного оборудования. Переходит под контроль города и единый диспетчерский центр. Он регулирует работу светофоров в зависимости от загруженности дорог.
"Переход от концессии на 10 лет к годовым контрактам создает в сфере обслуживания конкурентную среду и позволит городу сэкономить немало денег, которые можно будет направить, например, на повышение безопасности дорожного движения", - подчеркнули в администрации Иванова.