- Я считаю, что от Бреста до Владивостока - это наше общее Отечество. И, несмотря на то что на этом пространстве появились суверенные, независимые государства, мы как люди разумные должны отойти от предрассудков и организовать нормальное взаимодействие, чтобы было не хуже, чем в Советском Союзе, - заявил белорусский лидер Александр Лукашенко. - Нужно сделать так, чтобы наш опыт был востребован и притягателен для других республик. Сейчас самое время создавать кооперационные предприятия. Несмотря на большие расстояния между Беларусью и Хабаровским краем, я хочу, чтобы идеологически правильно меня понимали.
- В условиях жесточайшего внешнего санкционного давления особенно важно выстроенное на принципах взаимных уважения и выгоды сотрудничество двух государств - России и Белоруссии, - поддержал позицию президента глава региона. - Для Хабаровского края, как для субъекта Российской Федерации, несмотря на географическую удаленность, в приоритете - своевременное включение в интеграционные процессы, выведение на качественно новый уровень нашего совместного развития. Мы хотим и готовы выстраивать еще более тесное сотрудничество с предприятиями Беларуси.
Для налаживания прямых контактов работала бизнес-миссия из представителей десяти компаний Хабаровского края - строители и аграрии, лесозаготовители и предприниматели, занятые в сфере торговли, которые намерены диверсифицировать закупки и наращивать поставки на Дальний Восток качественной белорусской продукции.
Хабаровчане побывали на прославленных предприятиях республики - Минском и Белорусском автомобильных заводах, "Могилевлифтмаше" и ОАО "Могилевский мясокомбинат".
- Каждое утро в Хабаровске я сталкиваюсь с "МАЗом" во дворе своей многоэтажки, - поделился при посещении завода Михаил Дегтярев. - "МАЗ"-мусоровоз собирает ТБО. Звук его надежного двигателя ни с чем не перепутать. Но скоро минских большегрузов будет больше в Хабаровском крае.
ОАО "Минский автомобильный завод" выпускает свыше 400 моделей, модификаций и комплектаций автомобильной, автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Дальневосточников в первую очередь интересуют карьерные самосвалы, лесовозы и городские автобусы. Белорусские машины уже закупили несколько хабаровских предприятий, и объемы поставок будут наращиваться, чтобы заменить зарубежные аналоги. Например, автоперевозчики готовы приобретать автобусы и запасные части к ним, тем более что правительство РБ предлагает льготные лизинговые программы. К тому же намечено создание регионального центра ремонта и обслуживания автомобильной техники минской марки на базе одного из хабаровских заводов, что поможет снизить издержки при эксплуатации "МАЗов".
Удачными были и переговоры с руководством "БелАЗа" - крупнейшего мирового производителя карьерных самосвалов и транспортного оборудования для горнодобывающей, строительной, металлургической и других отраслей промышленности.
- На карьерах и крупных предприятиях Хабаровского края уже работает 59 машин Белорусского автозавода. Законтрактовано еще десяток. Самосвалы этой марки успешно эксплуатируются на предприятиях "Руссдрагмет" и "Ургалуголь", они действуют на прокладке Тихоокеанской железной дороги от месторождения Эльга до берега Охотского моря. Эта техника нужна компании "Русолово", которая ведет добычу в Солнечном районе, - специальные шахтные машины разрабатываются фактически под наши нужды, - сообщил губернатор. - Сотрудничество налажено и будет только укрепляться. Мы заинтересованы в том, чтобы отечественная техника - а белорусскую мы считаем отечественной, ведь мы - Союзное государство, - работала у нас.
Причем стороны признали, что перспективным направлением взаимодействия является не только покупка автотехники, но и создание регионального центра ремонта и обслуживания "БелАЗов" на территории края.
Торговые компании региона в условиях санкций особенно заботятся о бесперебойной поставке вкусных и качественных продуктов на прилавки магазинов. Сотрудничество с Могилевским мясокомбинатом - крупнейшим предприятием мясной промышленности Белоруссии, которое более 115 лет специализируется на производстве и реализации колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов, - поможет дальневосточникам расширить перечень поставщиков и ассортимент товаров на полках.
Еще одно перспективное направление - строительство молочных ферм по белорусским проектам и технологиям, с привлечением специалистов из РБ.
- В плане на ближайшие годы у нас с десяток ферм стояло, но все они были завязаны на западные технологии. И сейчас мы предпринимателей разворачиваем на белорусские, которые ничем не уступают западным, к тому же дешевле, — пояснил Михаил Дегтярев. - На выставку "БелАгро" в июне мы делегацию отправим, подпишем и соглашения, и контракты на строительство.
Между тем основополагающее соглашение - между правительством Хабаровского края и правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах - уже подписано. Заключение двусторонней партнерской договоренности завершило совместное заседание профильной рабочей группы, состоявшееся в Могилевском облисполкоме.
Со своей стороны Хабаровский край пригласил Беларусь к участию в крупных транспортно-логистических проектах - в создании портовой и складской инфраструктуры.
- Республике важно иметь рынки сбыта в АТР и в условиях блокады литовских и польских портов развернуться на восток, - считает глава края. - Это выгодно для всех: для нас это новые рабочие места, инвестиции, диверсификация грузов. Белорусская сторона интересуется контейнерными перевозками, перевалкой минеральных удобрений, продуктов сельского хозяйства, стройматериалов, продукции машиностроительного комплекса.
Среди перспективных направлений сотрудничества с РБ значится экспорт авиатехники - модицифированного пассажирского самолета SSJ-new и легкого многоцелевого "Байкала", произведенных в Комсомольске-на-Амуре.
Справка
В 2021 году внешнеторговый оборот Хабаровского края с Беларусью составил более 7 миллионов долларов. Из Хабаровского края поставлялись текстиль, химическая продукция, продукция машиностроения, мебель, соя. Из Беларуси - продукты питания (в том числе консервированные), одежда, белье, машины и оборудование, изделия из пластмассы и черных металлов.